Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Трудовая норма права

Трудовая норма права

Нормы российского трудового права

Под правом понимают систему общеобязательных правовых норм, охраняемых силой государства. С помощью права общество в лице государства регулирует поведение людей и их групп, закрепляет в качестве обязательных для всех членов общества определенный круг общественных отношений.

Порядок реализации этих отношений обычно формулируется в виде тех или иных правовых норм. Норма права (правовая/юридическая норма) – это правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. В зависимости от отраслей права различают административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы права, нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права.

По времени действия нормы права подразделяются на постоянные – эти нормы действуют до их официальной отмены – и временные, они действуют только в пределах определенного промежутка времени, по истечении которого прекращают свое действие. По содержанию нормы права могут быть:

  1. – общие, распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства;
  2. – законодательные, непосредственно содержащиеся в законах;
  3. – подзаконные, содержащиеся в нормативных правовых актах, изданных во исполнение законов;
  4. – обязывающие, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия;
  5. – запрещающие, указывающие на недопустимость совершения лицом каких-либо действий. Иначе говоря, эти нормы требуют воздержаться от подобных действий. Так, в соответствии с нормами гражданского права не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства, а в соответствии с нормами трудового права – одностороннее изменение условий договора;
  6. – специальные, действующие лишь в отношении определенной категории лиц, например военнослужащих, студентов и т.п.

Основными источниками права являются нормативно- правовые акты и правовые обычаи; судебные прецеденты; международные и внутригосударственные договоры.

В нашей стране основным источником права являются нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме нормотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Наибольшую силу среди всех нормативно-правовых актов имеют законы.

Закон – это юридический нормативно-правовой акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и тем самым обладающий наибольшей юридической силой по отношению к нормативным правовым актам всех иных органов государства. Для закона характерны особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование.

По значимости содержащихся в законах норм они делятся на конституционные, органические и обычные. В свою очередь, обычные законы делятся на кодификационные и текущие. Своеобразие федеративного устройства Российской Федерации вызвало к жизни федеральные законы и законы субъектов РФ.

Совокупность действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их области, образует законодательство по данному вопросу. В частности, федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, образуют трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда).

Подзаконный акт – это нормативный правовой акт того или иного органа государственной власти, имеющего право издавать подобные акты. Уже из названия видно, что подзаконные акты имеют более низкую юридическую силу, чем законы, они принимаются на основании и во исполнение законов.

К подзаконным актам относятся указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется:

  1. – указами Президента РФ;
  2. – постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  3. – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  4. б) иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
    • – указами Президента РФ;
    • – постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
    • – нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;
    • – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  5. а) трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
  6. – нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организаций, содержащими нормы трудового права.

Поскольку в сфере трудовых отношений главенствующая правовая позиция принадлежит ТК РФ, установлено, что нормы трудового права, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить указанному Кодексу. Если же такое противоречие имеет место, то применяются нормы ТК РФ. В свою очередь, указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и другим федеральным законам; постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, другим федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, другим федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Локальные нормативные акты работодателя, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, другим федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

  1. Органический закон (в ряде стран романской системы права, таких как Франция, Испания, Португалия) – закон, имеющий особый статус, который занимает пограничное положение между конституционными и обычными законами.

Нормы трудового права

В теории определено, как разновидность социальных правил, которые установлены в системе общеобязательных правил поведения в и в стране в целом. Трудовое право регулируется и контролируется структурами, а также санкционировано ими же.В трудовом праве содержаться не только нормы, которые установлены государственными структурами, а также нормы, которые приняты и соответственно разработаны определенным работодателем. Стоит отметить, что эти нормы должны быть разработаны и приняты в пределах, которые установлены полномочиями.

Трудовое право, установленное на территории Российской Федерации, определяется, как определенная отрасль российского права или же определенный вид социальных правил в конкретном государстве.В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации определяется предмет трудовых отношений.

Именно об этом написано в статье первой Трудового кодекса.

На основании этого можно выделить следующие предметы трудовых отношений: Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

  1. Разрешение возникших трудовых споров.
  2. Система обязательного социального страхования.
  3. Трудовые и индивидуальные отношения.
  4. Общественные отношения, которые регулярно взаимодействуют с трудовыми отношениями на следующих основаниях: трудоустройство, процесс организации труда, социальное партнерство, подготовка и дополнительное профессиональное образование, материальная ответственность, государственный контроль работников и работодателей, участие работников профессиональных союзов в трудовых отношениях.

Замечание 1 Часть первая Трудового кодекса Российской Федерации говорит о том, что для трудовых отношений характерны определенные цели, которые способствуют введению, контролю и регулированию отношений, а также споров, возникающих в российском трудовом взаимодействии.

Для любого государственного права характерны определенные признаки, которые могут представлять исключительные особенности и свойства. Для трудового права также характерны определенные признаки, которые установлены на территории Российской Федерации:

  1. В-четвертых, это те ситуации, когда работник выполняет определенные рабочие процессы в соответствии с определенной должностью, квалификацией или специализации.
  2. В-пятых, это те ситуации, когда конкретный работник принимается в штат и должен соответствовать установленному штатному расписанию.
  3. Во-вторых, это те отношения, которые могут возникать только в результате наемного труда.
  4. В-седьмых, это отношения, которые возникают в результате ситуации, когда работнику положены и предоставляются определенные социальные (денежные) выплаты.
  5. Во-первых, это те отношения, которые возникают между работодателями и работниками предприятия в соответствии с основаниями, которые прописаны в трудовом договоре.
  6. В-шестых, это процесс выплаты заработной платы. Здесь необходимо говорить о самом процессе труда, а не о том, какой результат получается в итоге.
  7. В-третьих, это те отношения, которые возникают в результате становления субординации с подчиненными. Такие отношения чаще всего определяются исключительно внутренним трудовым распорядком.

Замечание 2 Стоит отметить, что трудовые отношения формируются не только на трудовом процессе и на заработной платы. Трудовые отношения формируются при помощи нормирования труда, предоставлении отпуска и дней для отдыха, а также на основании продолжительности рабочей недели и рабочего дня.

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами.

Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования. Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

1. В настоящей статье речь идет об источниках трудового права — системе правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, регулирующих трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, отношения.

2. Правовую основу для регулирования указанных выше отношений составляет прежде всего Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории Российской Федерации (), предоставляющая право Президенту РФ принимать содержащие нормы трудового права указы (), а Правительству РФ — постановления (), предусматривая также принятие федеральных конституционных законов ().

3. Трудовой кодекс РФ — систематизированный законодательный акт, введенный в действие с 1 февраля 2002 г., является основополагающим среди всех федеральных законов в сфере труда и базовым для федеральных законов иной отраслевой принадлежности. 4. В пределах своих полномочий нормативные правовые акты в сфере труда принимают федеральные органы исполнительной власти (Минздравсоцразвития, Минюст, Минобороны, МВД, МЧС России и др.), действующие в соответствии с положениями.

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314

«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

(СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945) положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверждаются Президентом РФ, а положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, утверждаются Правительством РФ.

5. Собственное правовое регулирование в сфере труда в пределах своей компетенции могут осуществлять также субъекты РФ (см. ). 6. В пределах своей компетенции акты в сфере труда могут принимать и органы местного самоуправления (см.

ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

// СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822). 7. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ.

Организация и ведение такого регистра осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ (см.

ст. 43.1 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

).

8. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2008 г.

N 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» (СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4301). 9. В системе источников трудового права особое место занимают локальные нормативные акты, действующие только у данного работодателя и принимаемые непосредственно работодателем, в том числе с учетом мнения представительного органа работников или по согласованию с этим органом (см.

2008. N 38. Ст. 4301). 9. В системе источников трудового права особое место занимают локальные нормативные акты, действующие только у данного работодателя и принимаемые непосредственно работодателем, в том числе с учетом мнения представительного органа работников или по согласованию с этим органом (см. , ). 10. В качестве источников трудового права выступают коллективные договоры и соглашения, т.е. нормативные соглашения различного уровня, принимаемые по договоренности работников и работодателей в рамках социального партнерства (см.

комментарий к разделу II ТК). 11. Перечень всех источников трудового права, данный в ч.

1 ст. 5 ТК, построен на строгом иерархическом соответствии их друг другу по принципу юридической силы каждого из таких актов.

12. Ряд ученых-трудовиков считают судебную практику источником трудового права. Однако Конституция РФ не относит судебную власть к органам, осуществляющим нормотворчество, в силу чего судебная практика не названа в ст.

5 ТК в числе источников трудового права. 13. В то же время судебная практика имеет большое значение в практике регулирования отношений сферы трудового права: акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, восполняя пробелы и неясности в трудовом законодательстве РФ, способствуют правильному и единообразному применению его норм, не создавая в то же время новых актов и норм.

14. Содержащийся в ст. 5 ТК перечень источников трудового права не является исчерпывающим: согласно на территории РФ в части, не противоречащей ТК, действуют и применяются законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР (см.

комментарий к ст. 423 ТК). 1.

Данная статья посвящена источникам российского трудового права.

Источники трудового права — это различные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. В комментируемой статье 5 ТК РФ определяется круг нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

2. Предусмотренные в данной статье источники трудового права можно классифицировать по степени важности и субординации на федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты. Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации, который введен в действие с 1 февраля 2002 г.

Он является кодифицированным источником трудового права. Его принятие закрепило сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования сферы труда и существенно повысило роль федерального кодифицированного акта в этой системе. Трудовой кодекс РФ имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права.

3. Необходимо отметить, что в связи с принятием Трудового кодекса РФ действующие в России федеральные законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, должны быть приведены в соответствие с настоящим Кодексом.

Однако до их приведения они могут применяться лишь в той части, в которой они не противоречат ему. К таким законам можно отнести Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148) или Федеральный закон от 27 ноября 2002 г.
1996. N 3. Ст. 148) или Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей» (СЗ РФ.

2002. N 48. Ст. 4741) и др. 4. Самостоятельную группу иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют указы Президента Российской Федерации.

Они не должны противоречить Трудовому кодексу, а также иным федеральным законам. В случае противоречия они не могут иметь юридической силы. Указы Президента РФ дают возможность оперативно решать вопросы правового регулирования трудовых отношений.

В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы». 5. Среди нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, важное место занимают постановления Правительства РФ. Главное правило таково, что постановления Правительства РФ не могут противоречить положениям Трудового кодекса РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.
Главное правило таково, что постановления Правительства РФ не могут противоречить положениям Трудового кодекса РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы трудового законодательства, принимаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации.

Чаще всего они принимаются для реализации положений Трудового кодекса и иных федеральных законов. Так, в развитие принято Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г.

N 911

«О гарантиях и компенсациях работникам, направленным на работу в представительства Российской Федерации за границей»

(СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5220). Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г.

утверждены Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия и Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий (СЗ РФ.

2000. N 13. Ст. 1373). 6. Регулирование трудовых отношений осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств. Они не должны противоречить прежде всего Трудовому кодексу, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Особое место среди федеральных органов исполнительной власти в сфере труда занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России).

Оно издает постановления и разъяснения о применении действующего трудового законодательства. Эти акты Минздравсоцразвития России обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями. Основная цель постановлений — обеспечивать единообразие решения вопросов, не имеющих каких-либо региональных особенностей.

7. В системе источников следует отметить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в основе которых лежат нормы трудового права. Они действуют при условии, что не противоречат федеральному законодательству. В настоящее время расширяется сфера регионального законодательства вообще, и в частности в сфере трудового права.

Эти региональные акты должны устанавливать более высокий уровень социальных гарантий в области трудового права.

8. К источникам трудового права относятся акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

, с изменениями на 8 декабря 2003 г. (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506; 2003.

N 50. Ст. 4855). Однако данный Закон не устанавливает прямых полномочий самих органов местного самоуправления по принятию нормативных актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. Вместе с тем указанный выше Закон относит к предметам ведения местного самоуправления такие важные вопросы, как обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.

9. Трудовой кодекс РФ устанавливает положение общего характера, на основе которого органы местного самоуправления вправе применять акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции. Так, органы местного самоуправления могут применять нормативные акты в области трудового права, которые определяют социальную защиту инвалидов, многодетных семей, режим работы тех организаций, которые расположены на территории соответствующего органа местного самоуправления.
Так, органы местного самоуправления могут применять нормативные акты в области трудового права, которые определяют социальную защиту инвалидов, многодетных семей, режим работы тех организаций, которые расположены на территории соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления занимаются трудоустройством граждан на вновь создаваемые и существующие рабочие места, предусматривают дополнительные меры по улучшению условий труда, разрабатывают меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Следовательно, органы местного самоуправления применяют в пределах предоставленных им прав акты, содержащие повышенный уровень юридических гарантий. К числу источников трудового права следует отнести и локальные нормативные акты (см.

к ней). Навигация по записям

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

» » » Нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, необходимы для создания благоприятных условий труда.

Содержание Нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, необходимы для того, чтобы создавать соответствующие благоприятные условия труда, защищать права сотрудников и работодателей, а также регулировать трудовою деятельность граждан. И в первую очередь это является обязанностью государства. Отношения, возникающие между работодателем и сотрудником в процессе осуществления трудовой деятельности, принято называть трудовыми.

И они реализуются с помощью особых социальных норм, то есть определенных правил поведения, которые приняты в обществе. Среди них в том числе находятся и социально-трудовые нормы, которые необходимы для того, чтобы упорядочить поведение обеих сторон в процессе трудовых отношений.

Эти нормы содержат информацию о тех правилах, которые необходимы для определения обязательного поведения работодателя и сотрудников. Именно выполнение и использование этих социально-трудовых норм является их реализация на практике.

Актами, содержащими нормы трудового права, в первую очередь являются Конституция рф и Трудовой кодекс. Именно Трудовой кодекс рф регламентирует все трудовые отношения: те, что основываются на соглашении между обеими сторонами о выполнении субъектом трудовой деятельности за установленную плату. К принципам отношений в сфере труда Трудовой кодекс российской федерации относит:

  1. право на достойные условия труда;
  2. запрет на принуждение к труду;
  3. защита со стороны государства от безработицы;
  4. право на продвижение по службе;
  5. право на возмещение ущерба.
  6. право на своевременную и достойную оплату труда;
  7. право на труд;
  8. запрет на любую дискриминацию;
  9. право на объединение и участие в профсоюзах;

Естественно, что трудовые отношения регулируются государством.

При этом важных источников права существует достаточно много. В первую очередь под это определение попадают нормативные акты органов власти, в компетенции которых находятся соответствующие полномочия.

В любом источнике обязательно содержатся также и экономические аспекты жизни общества. И с их изменениями появляются и изменения в самих источниках.

Правовые акты, содержащие нормы трудового права, имеют свою определенную законную иерархию. Естественно, что главным нормативным актом, содержащим нормы трудового права, является Конституция российской федерации. А далее законодатель указывает на различные федеральные конституционные законы, которые принято считать основными актами, содержащими нормы трудового права.

После них идут международные акты, Указы Президента российской федерации, законы субъектов рф и т. д. Все существующие нормативные документы, которые относятся непосредственно к законодательству в сфере труда, издаются на основе Конституции рф.

Но не только одни указы и постановления, принятые на законодательном уровне, являются единственными источниками трудового права. Законодатель относит к ним также и коллективный договор, который заключают между собой стороны трудовых отношений.

Он полностью регулирует все действия сторон, и не может противоречить закону.

Коллективный договор, также как и акты субъектов российской федерации, приказы руководителей предприятий и другие документы, считается локальным источником права. , являются незаменимыми для постоянного регулирования трудовых отношений.

Именно они содержат общие основы, которые используются для заключения трудовых соглашений. Эти соглашения несут основную нагрузку и необходимы для выполнения двух функций – социальной и экономической.

Актами, содержащими нормы трудового права, являются коллективный и индивидуальный договор, которые могут заключать стороны. Коллективный договор – это правовой акт, который регламентирует все отношения между сотрудником и работодателем. При этом соглашение может иметь различные формы и содержать информацию с учетом условий и специфики работы.
При этом соглашение может иметь различные формы и содержать информацию с учетом условий и специфики работы. Но права и гарантии, которые содержит коллективный договор, должны соответствовать трудовому законодательству.

Коллективно-договорной способ регулирования этих отношений имеет и свои преимущества. В первую очередь это возможность улучшения условий труда сотрудника, введения дополнительных льгот и т.

д. Трудовой кодекс рф позволяет определять в соглашениях следующую информацию:

  1. повышение заработной платы за работу ночью.
  2. размер выплат за работу в не денежной форме;
  3. размер оплаты за дополнительную работу;

Законодательство российской федерации содержит не только нормы, регулирующие отношения в сфере труда. Существуют отношения, которые являются напрямую связанными с трудовыми. Это организация и управление трудом, профподготовка кадров и повышение их квалификации, коллективные переговоры, финансовая ответственность сотрудников, контроль за соблюдением всех норм трудового законодательства и многое другое.

Кроме этого, любым трудовым отношениям предшествуют отношения, связанные непосредственно с трудоустройством у определенного работодателя. Эти отношения могут возникать как непосредственно напрямую между работником и будущим работодателем, так и через посредника, в качестве которого выступает служба занятости.

При этому у государства в данном случае возникают отношения как с соискателем, так и с работодателем.

Тесно связано с трудовыми отношениями и так называемое социальное партнерство. Оно необходимо для того, чтобы согласовывать интересы всех субъектов трудовых отношений, в том числе и государства.

Также к отношениям, близким к трудовым, относятся контроль и надзор за выполнением норм трудового законодательства со стороны государства. Эти действия выполняют инспекция труда, прокуратура, профсоюзы и т. д. Что касается охраны труда, то государственные органы следят за соблюдением санитарных норм, пожарной безопасностью и эксплуатацией опасных механизмов.

Общие и специальные нормы в трудовом праве

Бурное развитие трудового права после установления советской власти поставило законодателя перед важным вопросом: должно ли трудовое право быть единым для всех участников трудовых отношений, или же из него допустимы изъятия. Первоначальным решением было единство правовой формы трудовых отношений и для всех категорий работников, и для всех работодателей.

Однако со временем стало понятно, что трудовые отношения имеют большую специфику в зависимости от их субъектного состава, условий, в которых осуществляется трудовая , признаков трудового договора. В конечном итоге количество специальных норм трудового права переросло в качество – появление специализированных институтов трудового права.В настоящее время сочетание единства и дифференциации в регулировании труда называется в числе признаков метода регулирования трудовых отношений, а также в качестве принципа трудового права.

Общие нормы трудового права распространяют свое на всех участников трудовых отношений, в то время как специальные нормы имеют специального адресата (отдельную группу субъектов трудового права). Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Замечание 1 Адресатом общих норм трудового права являются все работники и работодатели независимо от каких-либо условий: сферы деятельности, занимаемой должности, местности, в которой осуществляется трудовая деятельность.

Общие нормы трудового права сосредоточены не только в положениях так называемой общей части Трудового кодекса РФ, но и в нормах Особенной части. В числе общих норм можно назвать:

  1. нормы о минимальном размере оплаты труда (ст. 133 ТК РФ);
  2. общие принципы социального партнерства, ответственности его сторон (часть II ТК РФ);
  3. положения о минимальной гарантированной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 1 ст. 115 ТК РФ);
  4. нормы о максимальной продолжительности рабочей недели (ч. 2 ст. 91 ТК РФ);
  5. основные начала и принципы трудового законодательства (например, запрещение принудительного труда), нормы об основных правах и обязанностях работников и работодателей (часть I ТК РФ);
  6. нормы и правила охраны труда;
  7. поок рассмотрения и разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и т. д.

Замечание 2 Специальные нормы трудового права отражают начало дифференциации правового регулирования трудовых отношений.

Критериями дифференциации могут служить объективные и субъективные обстоятельства, например такие как:

  1. гражданство работника.
  2. организационно-правовая форма работодателя (ряд изъятий предусмотрен для субъектов малого предпринимательства, работодателей – физических лиц);
  3. природные (климатические) условия, в которых осуществляется трудовая деятельность ( идет в первую очередь о работниках, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера);
  4. отрасль деятельности работодателя (сфера перевозок, педагогическая или научная деятельность, профессиональный спорт, религиозная деятельность);
  5. возраст или пол работника;
  6. состояние здоровья работника;
  7. вид, условия и характер труда (дистанционная, надомная, вахтовая, сезонная работа, работа по совместительству);
  8. занимаемая работником должность (речь идет о руководителях организации, членах коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере);
  9. семейное положение работника;

Специальные нормы трудового права, как правило, содержат не только изъятия из общих правовых норм, но и дополнительные гарантии для работников (например, повышенная оплата труда во вредных условиях, предоставление дополнительного времени отдыха).

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

3 thoughts on “Трудовая норма права

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+