Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Уголовное право - Право осужденных на труд

Право осужденных на труд

Труд осужденных в местах лишения свободы:право или обязанность?

Целями уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений (ч. 1 ст. 1 УИК РФ). Под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9. УИК РФ). При этом труд выступает и как цель, и как средство достижения исправления осужденных, что закреплено в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). В ч. 1 ст. 103 УИК РФ конкретизируется, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.

При этом администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Означает ли обязанность осужденных трудиться принуждением к труду?

Не противоречит ли это Конституции Российской Федерации, ст.

37 которой содержит запрет на принудительный труд?

Трудовой кодекс Российской Федерации закрепил конституционное положение о запрещении принудительного труда (ст. 4). На первый взгляд может показаться, что складывается некоторое противоречие между нормами Конституции Российской Федерации (ст.

37), ТК РФ (ст. 4) и УИК РФ (ст.

103). Остроту этому противоречивому обстоятельству придает наличие двух диаметрально противоположных точек зрения на правомерность и, соответственно, допустимость обязательного привлечения к труду осужденных в местах лишения свободы. Для выяснения правомерности привлечения осужденных, находящихся в местах принудительного содержания, к обязательной трудовой деятельности, необходимо обратиться к международным принципам и нормам в этой сфере.

Согласно Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и, следовательно, подлежат исполнению (ч. 4 ст. 15). В международном праве содержится комплекс норм, касающихся труда осужденных.

4 ст. 15). В международном праве содержится комплекс норм, касающихся труда осужденных.

Запрет на принудительный труд имеет место в Конвенции международной организации труда (МОТ) № 29

«Относительно принудительного или обязательного труда»

(1930 г.), которую ратифицировавшие ее государства, в том числе и Россия, обязаны соблюдать. Ч. 1 ст. 2 Конвенции определяет, что термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно. В то же время поясняется, что термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей.

Другими словами, разрешается труд лиц, лишенных свободы, организуемый под надзором и контролем государственных властей (п. «с» ч. 2 ст. 2 Конвенции). В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (1955 г.) определено, что «все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом» (п. 2 пр. 71). В Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) закреплено,

«никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду»

(п.

«а» ч. 3 ст. 8). Вместе с тем оговаривается, что «принудительным или обязательным не считается работа или служба, которые, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного решения суда (п.

«Ь> ч. 3 ст. 8). Как уже было отмечено, Конституция Российской Федерации, следуя принципам и нормам международного права, провозглашает труд свободным, запрещает принудительный труд и устанавливает право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом (ч. ч. 1, 2, 3 ст. 37). В ст. 4 Трудового кодекса РФ закрепляется, что принудительный труд в Российской Федерации запрещен. При этом под принудительным трудом понимается

«выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия)»

.

Вместе с тем в этой же статье разъясняется, что

«принудительный труд не включает в себя работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров»

.

Уголовный кодекс РФ устанавливает обязанность осужденных к лишению свободы трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений (ч. 1 ст. 103). Надо понимать, что труд лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, является их обязанностью, а привлечение осужденных к труду, организация их трудоис- пользования является обязанностью администрации исправительного учреждения. Исходя из смысла ст. 103 УИК РФ основными принципами привлечения к труду осужденных к лишению свободы выступают: а) обязательность труда осужденных; б) подчинение производственной деятельности исправительных учреждений их основной задаче — исправлению осужденных.

Однако обязанность трудиться не распространяется на ряд категорий осужденных: мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет, а также инвалидов первой или второй группы, которые привлекаются к труду исключительно по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Труд несовершеннолетних, беременных женщин, а также женщин, имеющих малолетних детей, регулируется трудовым законодательством. Таким образом, распространенная на осужденных специальная обязанность трудиться (ч.

1 ст. 103 УИК РФ) не противоречит ни Конституции Российской Федерации, ни международным нормам, принципам, стандартам, правилам1.

Вескими аргументами в пользу применения труда осужденных в местах лишения свободы являются следующие факторы:

  1. 3. Длительное вынужденное безделье развращает, способствует росту иждивенческих настроений, становится криминогенно опасным, потворствует вовлечению в группировки осужденных отрицательной направленности2.
  2. 2. Труд способствует формированию и развитию социально значимых качеств личности, необходимых при адаптации и ресоциализации осужденных.
  3. 1. Труд является насущной потребностью и правом человека, которые призваны удовлетворять его биологические нужды, социально-экономические и личностные запросы.
  4. 4. Трудовая деятельность осужденных в местах лишения свободы способствует избавлению их от вредных привычек паразитического образа жизни, алкогольной и наркотической зависимости, игромании и т.д.
  1. 9. Производительная и хозяйственная деятельность осужденных позволяет компенсировать расходы, затраченные на их содержание в исправительном учреждении.
  2. 8. Активная трудовая деятельность осужденного во время отбывания наказания позволяет ему претендовать на положительные рекомендации к условно-досрочному освобождению, так как отношение осужденных к труду учитывается при определении степени их исправления.
  3. 5.

    Трудотерапия — лучший метод выхода из стрессовых состояний, которыми страдает значительная часть лиц, отбывающих наказание в местах принудительного содержания.

  4. 6. Вовлеченность в общественно полезный труд дисциплинирует осужденных, снижает уровень криминогенной обстановки в местах принудительного содержания.
  5. 10.

    Установление правовой обязанности осужденных трудиться создает правовую основу развертывания в учреждениях уголовно-исправительной системы производственной базы, способной не только обеспечивать трудоспособных осужденных трудом3. В этой связи ст. 1 Закона от 21 июля 1993 г.

    «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уточняет назначение труда осужденных: «интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда».

  6. 7. Занятие трудовой деятельностью в местах лишения свободы дает осужденным возможность зарабатывать деньги на личные нужды, а также оказывать помощь семье, возмещать расходы по исполнительным листам, алиментам, штрафам, в счет возмещения вреда, причиненного преступлением, и т.п.

Анализ законодательства, регулирующего труд осужденных в местах принудительного содержания, показывает, что большинство его норм соответствует нормам трудового права.

При этом в УИК РФ данные нормы либо дублируют трудовое законодательство, либо прямо отсылают к ТК РФ. Однако общеобязательность труда осужденных и специфика условий их жизнедеятельности делает невозможным регулирование их труда в полном соответствии с трудовым законодательством, в связи с чем регулирование труда осужденных содержит ряд особенностей4:

  1. 2. При решении вопроса о трудоустройстве осужденного его волеизъявление необязательно, поскольку многие в колониях не желают трудиться.
  2. 7. Ст. 105 УИК РФ лишь провозглашает, но не конкретизирует право всех осужденных на оплату труда5.
  3. 1. Труд осужденных к лишению свободы организуется в условиях режима отбывания наказания в местах принудительного содержания, поэтому в его организации допускаются некоторые элементы императивности.
  4. 6. При злостном уклонении осужденного от выполнения работы (систематическом уклонении осужденного от выполнения трудовых заданий или прогулах) данный период исключается из общего трудового стажа по решению администрации исправительного учреждения.
  5. 4. Привлекать осужденных к труду администрация обязана с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
  6. 3. Основанием возникновения трудовых отношений у наемного работника с работодателем является трудовой договор, представляющий собой их добровольное соглашение, в то время как вопрос привлечения к труду осужденного не носит характер договорных отношений.
  7. 8. Согласно ст. 106 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. При этом понятие подобного благоустройства не раскрывается. Трудовое законодательство подобной нормы не предусматривает.
  8. 5. Отказ осужденного от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания без учета причин такого отказа или прекращения, и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Необходимость привлечения осужденных к труду, подтвержденная международным правом и российским законодательством, обусловливает необходимость разработки адекватных и целесообразных форм трудовой занятости осужденных в местах лишения свободы. Администрация исправительных учреждений должна предпринимать меры по вовлечению осужденных в производственную деятельность, используя для этого различные формы организации их труда, в том числе предпринимательскую и индивидуальную трудовую деятельность.

К сожалению, в нынешних экономических условиях при наличии безработицы обеспечение всех осужденных работой представляет определенную трудность.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года ставит задачу изменения идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы, в том числе привлечения их к труду, за счет усиления психолого-педагогической работы с личностью, социализации осужденных, повышения гарантий соблюдения их прав и законных интересов6.

Трудовая деятельность осужденных в местах лишения свободы является одновременно их правом и обязанностью. Выполнение задач, поставленных в Концепции, и реализация предусмотренных ею мероприятий (в том числе разработка новых принципов привлечения к труду осужденных в местах лишения свободы; развитие производственной и социальной сферы УИС; создание новых организационных форм трудовой деятельности осужденных; оптимизация системы их оплаты труда и др.) позволят свести к минимуму противоречия между этими двумя характеристиками данной трудовой деятельности.

Труд осужденных к лишению свободы должен стать средством удовлетворения их духовных и материальных потребностей и действенным механизмом их адаптации и ресоциализации после освобождения.

  1. 1 Емельянова Е. В. К вопросу о праве государства использовать труд осужденных // Уголовно-исполнительное право.
  2. 3 Зубков А. И. Теоретические вопросы правового регулирования труда осужденных в советских ИТУ. — Томск, 1974. — С. 97.
  3. 2 Дубровицкий Л. П. Трудовая занятость осужденных в условиях развития рыночных отношений // Проблемы труда осужденных в условиях становления рыночной экономики: материалы науч.-практ. семинара. — Домодедово, 1996.
  4. 6 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распор. Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р (ред. от 31.05.2012) // СЗ РФ. — 2010. — № 43. — Ст. 5544.
  5. 5 Шилова Н. П. Особенности труда лиц, осужденных к лишению свободы // Вестник института: Преступление. Наказание. Исправление: научно-практический журнал Вологодского института права и экономики ФСИН России. — Вологда: Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2009. — № 5. — С. 78.
  6. 4 Киселев М. В., Алфимова О. А. Некоторые вопросы привлечения осужденных к труду в местах лишения свободы // Вестник Кузбасского института. — Новокузнецк: Кузбасский институт ФСИН России. — 2013. — № 4 (17). — С. 7-16.
  7. — 2009. — № 1. — С. 6-10; Марина Е. А. Правоограничения общегражданского статуса осужденных к лишению свободы // Российский следователь. — 2007. — № 19. — С. 32.
  8. — С. 47^18.

Проблема реализации права осуждённых граждан на труд в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 15 (153). Право. Вып.

19. С. 107-110. Е. В. Машнина ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ОСУЖДЁННЫХ ГРАЖДАН НА ТРУД В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Рассматривается механизм реализации прав осужденных в Российской Федерации на осуществление трудовой деятельности в процессе отбывания ими наказания в том или ином исправительном учреждении.

Ключевые слова: труд осужденных, места лишения свободы, права осужденных. Самую многочисленную группу среди всех конституционных прав граждан составляют социально-экономические права. В силу их большого количества и специфики реализации они могут стать предметом самостоятельного исследования. К числу социальноэкономических прав и свобод личности относят право на предпринимательскую деятельность, частную собственность и наследование, землю, свободный труд, отдых, защиту материнства, детства и семьи, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование (ст.
К числу социальноэкономических прав и свобод личности относят право на предпринимательскую деятельность, частную собственность и наследование, землю, свободный труд, отдых, защиту материнства, детства и семьи, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование (ст.

3443 Конституции РФ). В течение последних лет принят ряд федеральных законов и постановлений Правительства РФ, предусматривающих обеспечение гарантий прав граждан, совершивших преступления и временно изолированных от общества, а также переработано более двух тысяч ведомственных нормативных актов в данной сфере. Отменен ряд неоправданных ограничений, расширены права осужденных, включая предоставление им права на отпуск с выездом из исправительного учреждения к близким родственникам, длительные свидания с проживанием за пределами колонии, восстановлены конституционные гарантии на жилье после освобождения, пенсионное обеспечение, полную заработную плату, трудовой стаж, необходимый для начисления пенсии. Проанализируем права лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, в сфере труда.

Осужденные к лишению свободы, несмотря на специфичность своего правового статуса, остаются обладателями указанной группы прав, имеющих, однако, свои особенности. Пределы нормативного регулирования прав в сфере труда осужденных граждан обусловлены решением вопроса о том, какая отрасль права является приоритетной в данном случае.

До недавнего времени эта проблема решалась весьма неоднозначно.

Так, В. Г. Малов, В. М. Сизякин и др. считают, что нормы трудового права, применяемые для регулирования труда осужденных к лишению свободы, включаются в систему норм уголовноисполнительного права и применяются на основе принципов и методов регулирования этой отрасли. В то же время в юридической литературе высказывается мнение о том, что труд лиц, осужденных к лишению свободы, регулируется двумя отраслями права: уголовно-исполнительным и трудовым.
В то же время в юридической литературе высказывается мнение о том, что труд лиц, осужденных к лишению свободы, регулируется двумя отраслями права: уголовно-исполнительным и трудовым.

Так, Л. Г. Крахмальник считает, что специфические стороны труда осужденных к лишению свободы (в сравнении с законопослушными гражданами) регулируются и должны регулироваться уголовно-исполнительным правом.

Те же стороны их труда, которые ничем не отличаются от труда свободных граждан, в чем проявляется единство обоих видов труда, регулируются и должны регулироваться трудовым правом1. Проанализировав нормы отдельных статей Конституции РФ, Уголовно-исполнительного кодекса РФ и Трудового кодекса РФ, со всей очевидностью можно сказать, что их положения распространяются на всех граждан, не являются исключением в данном случае и осужденные к лишению свободы.

Однако уголовноисполнительное законодательство в ряде случаев устанавливает некоторые ограничения в трудовых правах осужденных к лишению свободы, что обусловлено требованиями соблюдения конкретного режима исполнения наказания.

Ограничения касаются, прежде всего, значительного сужения свободы выбора рода деятельности осужденных, которая в отношении граждан предусмотрена ст. 37 Конституции РФ. Для осужденных альтернативы нет — каждый из них обязан трудиться, что непосредственно выражается в требовании предоставления работы.

В современных условиях это не всегда осуществимо.

Администрация обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности (ст.

103 УИК РФ). Осужденные к лишению свободы привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, причем мужчины старше 60 лет, женщины старше 50 лет, инвалиды I и II групп привлекаются к труду по их желанию.

Однако эти ограничения не могут повлиять на изменение общего правового статуса осужденных в сфере трудовых прав, поскольку они являются гражданами государства.

Нормы уголовноисполнительного законодательства должны лишь конкретизировать отдельные стороны труда лиц данной категории. В таком случае вопросы регулирования труда осужденных к лишению свободы должны решаться в соответствии с нормами конституционного и трудового права, за исключением тех изъятий и ограничений, которые установлены уголовно-исполнительным законодательством. Так, К. П. Уржинский к числу правомочий осужденных в сфере труда относит: 1) право на выбор рода занятий; 2) право на выбор места, времени и формы реализации труда; 3) право на обеспечение заработной платой; 4) право на благоприятные и безопасные условия труда; 5) право на отдых; 6) право на участие в управлении производством2.

А. А. Мяделец добавляет также право на защиту от безработицы и право, исключающее принуждение к труду3, О.

В. Смирнов — возможность фактически выполнять работу и право обжалования незаконных действий администрации предприятия (учреждения, организации)4. Одной из главных особенностей трудовых отношений осужденных к лишению свободы является то, что они не могут по своему усмотрению выбрать место и вид выполняемой работы.

Данное обстоятельство обусловлено обязанностью их нахождения в пределах территории исправительного учреждения. Возможности исправительных учреждений, выраженные в ограниченности профиля производственной базы, зачастую не совпадают с теми видами труда и трудовыми операциями, которые соответствуют субъективным устремлениям самих осужденных, что делает невозможным применение для них полной свободы трудового договора5. Однако, несмотря на столь значительное ограничение, право лиц данной категории на выбор рода деятельности и профессии все же обеспечено целым рядом мер, которые заключаются в создании в системе исправительных учреждений новых собственных предприятий, реализации возможности применения труда осужденных к лишению свободы на предприятиях других министерств и ведомств, бесплатном профессиональном обучении, повышении трудовой квалификации и обучении новым специальностям.

У лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, свобода труда сочетается с обязанностью трудиться. В связи с этим проблема принципа обязательности труда для граждан, осужденных к лишению свободы, в научных работах современных исследователей является одной из самых актуальных и дискуссионных.

Высказываемые точки зрения весьма разнообразны, порой даже противоречивы, но позитивны в том плане, что позволяют на основе их обобщения прийти к логически верному выводу. Так, Н. Н. Дерюга и А. Я. Петров считают, что необходимо отказаться от принципа обязательности труда в условиях изоляции и заменить его принципом добровольности.

В подтверждение своего мнения они приводят результаты сравнительного анализа национальных и международно-правовых актов, а также результаты неоднократных социологических исследований6.

На фоне этой представляющейся весьма убедительной точки зрения несколько слабыми в плане правовой аргументации выглядят прямо противоположные высказывания Л.

П. Дубровицкого, считающего, что обязательность труда способствует снижению роста преступности в исправительных учреждениях, а также препятствует процветанию паразитизма среди осужденных к лишению свободы7.

А. И. Зубков утверждает, что, устанавливая правовую обязанность осужденных трудиться, мы тем самым создаем правовую основу развертывания в учреждениях исправительной системы производственной базы, способной не только обеспечить трудоспособных осужденных трудом, но и выжить в условиях рыночной экономики8. Осужденные к лишению свободы, как и все граждане, имеют право на оплату труда.

Однако реализация указанного правомочия предусмотрена в специфической форме. Так, вознаграждение за труд осужденным к лишению свободы производится не наличными деньгами, а путем зачисления заработных средств на их лицевой счет. В то же время из полученных осужденными денег, помимо установленных законом для законопослушных граждан удержаний, производятся удержания на возмещение расходов по их содержанию, а также на исполнение ими иных финансовых обязательств.
В то же время из полученных осужденными денег, помимо установленных законом для законопослушных граждан удержаний, производятся удержания на возмещение расходов по их содержанию, а также на исполнение ими иных финансовых обязательств. Весьма интересным является вопрос о праве осужденных к лишению свободы на защиту от безработицы.

Текущее законодательство не содержит по этому поводу ни одной нормы, которая хотя бы косвенно ограничивала для них это право. И, тем не менее, вопрос о выплате осужденным к лишению свободы пособия по безработице на практике решен однозначно: лицам данной категории оно не начисляется. Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: будучи неограниченными в этом отношении законодательно, осужденные лишены этого права фактически.

Конечно, объяснить такое положение вещей можно в некоторой степени тем, что на период отбывания наказания лица, содержащиеся в исправительных учреждениях, находятся на полном государственном обеспечении, а потому в мерах социальной поддержки практически не нуждаются. В связи с этим в целях устранения подобного пробела мы считаем необходимым введение в законодательство положений, запрещающих выплату осужденным к лишению свободы пособия по безработице. Следующей особенностью реализации прав осужденных к лишению свободы в сфере труда является запрет на такой вид выражения протеста вследствие трудового конфликта с администрацией, как прекращение работы.

Ограничение права на разрешение индивидуальных и коллективных споров путем прекращения работы вызвано объективными обстоятельствами, связанными с необходимостью поддержания в исправительном учреждении порядка, сохранением возможности контроля за поведением осужденных, а также требованиями законодательства о соблюдении режима в исправительных учреждениях.

Указанное ограничение установлено федеральным законом в целях безопасности и абсолютно не противоречит нормам Конституции РФ. Специфично реализуется осужденными к лишению свободы и право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Законом установлено, что продолжительность такого отпуска варьируется от 12 до 24 дней в зависимости от социальноправовых характеристик личности осужденного к лишению свободы.

Отпуск лицам данной категории может быть предоставлен либо с выездом, либо без него. В связи с недостаточным правовым регулированием этого вопроса механизм его реализации вызывает у сотрудников исправительных учреждений массу трудностей.

Что касается права лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, то его реализация обусловлена как практически полным отсутствием его регулирования в законодательстве, так и слабой степенью разработанности в научной юридической литературе. Право на свободу занятия предпринимательской деятельностью является важнейшей формой проявления независимости личности в сфере экономики.

Поэтому его закрепление в Основном Законе государства имеет принципиальное значение.

Однако Конституция РФ содержит лишь декларативные нормы, имеющие общий характер, все же остальные вопросы, касающиеся его понятия, содержания и механизма правового регулирования, раскрыты в отраслевом законодательстве.

Необходимо отметить, что осужденные к лишению свободы, как и все граждане, могут являться субъектами предпринимательской деятельности.

Однако порядок реализации осужденными права на занятие предпринимательской деятельностью подвергается изменению и принимает специфические формы. Это связано с тем, что нахождение лица в изоляции мешает ему в полном объеме осуществлять все правомочия, входящие в содержание данного права. iНе можете найти то, что вам нужно?
iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Говоря о проблемах осуществления права осужденных к лишению свободы на занятие предпринимательской деятельностью, следует остановиться на сущности его реализации, под которой понимается воплощение в действительность конкретных возможностей, обусловленных содержанием данного права, а также удовлетворение своих интересов, опосредованных им. Реализация права на занятие предпринимательской деятельностью тесно связана с ее механизмом, представляющим собой совокупность явлений правовой действительности, которые обеспечивают осуществление названного права.

Предпринимательская деятельность осужденных к лишению свободы может быть двух видов: а) индивидуальная предпринимательская деятельность на территории исправительного учреждения (например, кустарное или мелкотоварное производство); б) предпринимательская деятельность, осуществляемая через представителя, руководствующегося указаниями предпринимателя-осужденного, которая подчиняется общим правилам регулирования предпринимательской деятельности в целом. Говоря о формах осуществления рассматриваемого нами права, нельзя не затронуть вопрос, связанный с недостаточностью его нормативного регулирования. Так, ст. 103 УИК РФ предусматривает возможность для осужденных заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Однако речь должна идти о более широком понятии — праве лиц данной категории на ограниченное занятие предпринимательской деятельностью.

Введение данной нормы полностью соответствовало бы положениям Конституции РФ и законодательству, регулирующему рассматриваемую сферу деятельности.

Вместе с тем специфичность правового статуса осужденных к лишению свободы не позволяет говорить о неограниченности их прав на предпринимательскую деятельность.

Законодательными условиями возможности ее осуществления должны стать: 1) возмещение осужденными к лишению свободы затрат, связанных с этой деятельностью; 2) получение прибыли, способной полностью покрыть расходы на их содержание9. При выполнении указанных условий осужденные граждане должны освобождаться от обязательной трудовой деятельности, в противном случае они подлежат привлечению к труду на общих основаниях.

Рассматривая вопрос о порядке регистрации права на предпринимательскую деятельность, необходимо отметить, что данная процедура является общепринятой и абсолютно идентичной в отношении как осужденных, так и законопослушных граждан. Необходимо отметить, что вместе с реализацией права на свободу занятия предпринимательской деятельностью осужденными к лише- нию свободы не исключается привлечение их за совершение правонарушений в этой сфере к различным видам ответственности, в том числе и к уголовной.

Таким образом, правами рассматриваемой категории лиц в сфере труда являются предусмотренные Конституцией РФ и законодательством РФ соответствующие правомочия, реализация которых в ряде случаев имеет прямое или косвенное юридическое ограничение. Под правом лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на свободу занятия предпринимательской деятельностью следует понимать реализуемую в установленном законодательством порядке юридическую возможность осужденных к лишению свободы на инициативную самостоятельную экономическую деятельность, направленную на получение прибыли.

Примечания 1 См.: Крахмальник, Л. Г. Труд заключенных и его правовое регулирование в СССР. Саратов, 1963. С. 12. 2 См.: Уржинский, К П.

Гарантии права на труд. М., 1984. С. 56. 3 См.: Мяделец, А. А. Экономические права человека в России и в Европейском сообществе: сравнительный анализ // Философ.

науки. 1999. № 3-4. С. 45-46. 4 См.: Смирнов, О. В. Природа и сущность права на труд в СССР.

М., 1964. С. 35. 5 См.: Зубков, А. И. Социально-правовые, экономические и воспитательные проблемы труда осужденных в условиях развития рыночных отношений // Проблемы труда осужденных в условиях становления рыночной экономики : материалы науч.-практ. семинара. Домодедово, 1996. С.

26. 6Дерюга, Н. Н. Принцип обязательного труда для осужденных и его развитие в УИК России / Н. Н. Дерюга, А. Я. Петров // Государство и право.

1998. № 4. 7 См.: Дубровицкий, Л. П. Трудовая занятость осужденных в условиях развития рыночных отношений // Проблемы труда осужденных в условиях становления рыночной экономики : материалы науч.-практ.

семинара. Домодедово, 1996. С.

47-48. 8 См.: Зубков, А. И. Теоретические вопросы правового регулирования труда осужденных в советских ИТУ. Томск, 1974. С. 97. 9 См.: Кравцов, Д.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

7 thoughts on “Право осужденных на труд

  1. таки ты ваще не мужик чого там соображать -расковырял и поставил новый законопатив щели замазкой и покрасив в белый цвет

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+