Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Земельное право - Порядок перевода земли из одной категории в другую

Порядок перевода земли из одной категории в другую

Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 01.05.2019)

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

(с изм.

и доп., вступ. в силу с 01.07.2019)

Согласно Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Федеральным от 21.12.2004 N 172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.

5276; 2005, N 30, ст. 3122; 2006, N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 50, ст.

5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 21, ст.

2455; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5557; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст.

3616; 2009, N 11, ст. 1261; N 19, ст.

2283; N 52, ст. 6416; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4300; N 30, ст. 4594; 2013, N 23, ст.

2866; 2015, N 1, ст. 52; N 17, ст.

2477; 2016, N 18, ст. 2495; N 27, ст. 4294); 1. Земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

.

23. До 1 января 2008 года по инициативе заинтересованного лица допускается включение земельного участка в границы населенного пункта либо исключение земельного участка из границ населенного пункта на основании документов, предусмотренных Федеральным от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

. В соответствии со Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.

5276; 2005, N 30, ст. 3122; 2006, N 52, ст.

5498; 2006, N 50, ст. 5279; 2008, N 30, ст. 3616; 2008, N 20, ст. 2251; 2006, N 17, ст.

1782; N 23, ст. 2380; 2007, N 21, ст.

2455; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5557; 2009, N 11, ст. 1261; N 19, ст.

2283; N 52, ст. 6416), во исполнение Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 32, ст.

3791; 2008, N 42, ст. 4825; 2008, N 46, ст.

5337; 2009, N 1, ст. 150; 2009, N 3, ст. 378; 2009, N 6, ст. 738; 2009, N 9, ст. 1119; 2009, N 9, ст. 1121; 2009, N 27, ст. 3364; 2009, N 33, ст. 4088; 2010, N 5, ст. 538, N 16, ст. 1917), приказываю: В соответствии со Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.
N 172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5276; 2005, N 30, ст. 3122; 2006, N 17, ст.

1782; N 23, ст. 2380; 2006, N 50, ст.

5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 21, ст.

2455; N 45, ст. 5417; N 46, ст.

5557; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3616; 2009, N 11, ст. 1261; N 19, ст. 2283; N 52, ст. 6416; 2011, N 13, ст.

1688; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4300; N 30, ст. 4594; 2013, N 23, ст. 2866; 2015, N 1, ст. 52; N 17, ст.

2477) приказываю: 23. До 1 января 2008 года по инициативе заинтересованного лица допускается включение земельного участка в границы населенного пункта либо исключение земельного участка из границ населенного пункта на основании документов, предусмотренных Федеральным от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

.»; О СОСТАВЕ И ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ ДОКУМЕНТАЦИИ О ПЕРЕВОДЕЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА В ЗЕМЛИ ИНЫХ (ДРУГИХ) КАТЕГОРИЙ1.

Настоящее Положение определяет состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий (далее — перевод). Федеральным от 21 декабря 2004 г.

N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. I), ст. 5276; 2005, N 30, ст. 3122; 2006, N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 21, ст. 2455; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 11, ст.

2251; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 11, ст.

1261; N 19, ст. 2283); В соответствии с Федерального закона от 21 декабря 2004 г.

N 172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

(далее — Федеральный закон N 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в Земельного кодекса, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных , , и указанной статьи Федерального закона N 172-ФЗ.

Земельныйэксперт

13228 Вся площадь России поделена на отдельные местности и входящие в них участки по различным типам. Такое разграничение происходит в зависимости от состава рассматриваемой площади и цели ее использования.

Законодательством различаются следующие категории:

  1. ЗНП (земли населенных пунктов).
  2. Местности спец. использования (под промышленные, военные и иные стратегические объекты).
  3. Резервные местности, входящие в состав запаса.
  4. Земли сельхозназначения.
  5. Особоохраняемые участки, а также наделы лесного и водного фондов.

Разграничение определенных наделов на подклассы нужно для оптимального распределения земельных ресурсов России в совокупности с сохранением ее природных богатств. Большинство земель страны не подлежит непосредственному использованию отдельными компаниями и гражданами, а предоставляется компетентному органу одного из субъектов РФ для отнесения рассматриваемого объекта к той или иной категории. Для нужд компаний и отдельных физических лиц предоставляются участки ЗНП, сельскохозяйственного и промышленного назначения.

Правоустанавливающими бумагами, подтверждающими факт обладания конкретным наделом, могут являться: Внимание.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Договор купли-продажи.
  2. Решение суда.
  3. Дарственная
  4. Договор мены
  5. Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка.

В указанных, а также градостроительных документах, оформляемых картографической службой при измерении и составлении планировки участка, указывается категория земли и вид ее разрешенного использования. Последний выбирается правообладателем самостоятельно из следующих допустимых форм:

  1. ЛПХ (под личное подсобное хозяйство).
  2. КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство).
  3. ИЖС (территория под строительство жилой недвижимости).
  4. Для организации огородничества или дачной деятельности.

Необходимо знать, что на территории, отнесенной к землям сельхозназначения и отданной в пользование под ЛПХ не разрешается строительство жилой недвижимости. Фактически, такое сооружение построить можно, но впоследствии не получится оформить дом как жилой объект до момента перевода этого надела в другую категорию.

Именно воздвижение дополнительной инфраструктуры и жилищных объектов становится распространенной причиной для обращения в госслужбу.

Перевод земель из одной категории в другую исполняется компетентной службой в зависимости от собственности и типа участка. Если рассматриваемый надел является особо охраняемой, стратегической или природозащитной зоной, вопрос об изменении его статуса находится в компетенции федерального правительства или правительств отдельных регионов по запросу Минэкономразвития РФ.

Обсуждение вопросов по землям общедоступного пользования происходит в наделенном соответствующими полномочиями исполнительном органе региональной власти или ее представителями по отдельным муниципалитетам. Перевод земли в другую категорию 2017 года осуществляется компетентной службой по факту предъявления ходатайства и приложения к нему нужных бумаг. Точная форма документов утверждается ведомством, в которое они подаются.

При этом в основном законе – (в ред. 03.06.16) указан следующий перечень необходимых сведений, включаемых непосредственно в текст заявки:

  1. Кадастровый номер.
  2. Фактическая и предполагаемая к оформлению категории территория.
  3. Права на территорию в виде ссылки на документ, предоставляющий такую возможность.
  4. Обоснование необходимости изменения категории земли.

К ходатайству прикладываются следующие документы, без которых необходимое действие выполнено не будет:

  1. Выписка из кадастрового реестра или аналогичный паспорт.
  2. Согласие от государства или иного правообладателя землей. Этот документ не нужен, если заключен договор сервитута.
  3. Выписка из ЕГРП на рассматриваемый надел.
  4. В случае необходимости – постановление госэкспертизы по вопросам экологии.
  5. Документ, устанавливающий личность заявителя или его представителя (паспорт – для физлица, паспорт и выписка из ЕГРИП – для ИП, выписка из ЕГРЮЛ – для юрлица, паспорт и доверенность – для представителя).

Документы, устанавливающие личность заявителя и заинтересованной стороны, а также согласие правообладателя, непосредственно прикладываются при оформлении.

Остальные бумаги запрашиваются компетентным органом по межведомственной линии самостоятельно. С начала 2017 года в связи с внедрением единого госреестра недвижимости вместо нескольких выписок из разных баз данных запрашивается одна из объединенной базы.

Пошаговая процедура перевода:

  • Обращение в компетентное ведомство с соответствующей заявкой и приложением к ней нужной документации. Если рассматриваемый объект находится в компетенции субъекта Федерации, обращение происходит в департамент земельных ресурсов. В большинстве случаев услуга предоставляется местным муниципалитетом, а именно городским или районным комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями.
  • В случае компетентности заявителя и предъявления им пакета документов, по форме и содержанию отвечающего законодательным нормам, рассмотрение заявки осуществляется в течение 2 месяцев. Если компетентным ведомством является правительство РФ или отдельного региона, срок рассмотрения – 3 месяца.
  • Если обращение будет происходить от лица, не имеющего прав на землю, или чье представительство не установлено доверенностью, либо состав и форма предъявляемых документов не соответствует законодательной – в заявке на перевод будет отказано в момент ее оформления.
  • Вынесенное решение оформляется в форме соответствующего акта, устанавливаемого на неограниченное время. Этот документ направляется заинтересованной стороне в течение 14 рабочих дней после вынесения компетентного решения и должен содержать обязательную информацию, указанную в ст. 3 основного закона.
  • Если несоответствие документации будет обнаружено позднее, отказ в делопроизводстве принимается в течение 30 дней после оформления заявки.

Установленный акт может быть опровергнут в судебном порядке.

Причинами отклонения заявки в переводе являются:

  1. Целевое использование не подходит под объявленную категорию.
  2. Отрицательное решение, полученное на основании экологической экспертизы.
  3. На перевод рассматриваемого объекта существует запрет, регламентированный нормативно-правовыми актами федерального или регионального значения.

Перевод объекта из одной формы в иную признается выполненным с момента внесения об этом записи в единый реестр. Занесение таких сведений происходит в пять рабочих суток со времени утверждения акта ответственным ведомством по инициативе последнего. Переоформлять правоустанавливающие бумаги в случае утверждения и регистрации соответствующего акта не нужно.

Гражданин Суровцев М.П. решил перевести свое сельхозугодие в категорию населенного пункта для воздвижения жилой недвижимости. Для этого была оформлена заявка в земельный комитет при районной администрации.

В течение 60 дней заявителю был передан официальный ответ в виде акта об отказе в переводе земельного участка из сельскохозяйственной в категорию населенного пункта по причине невозможности выделения конкретного участка из состава обширной площади сельхозугодий. Процесс перевода земель происходит в компетентном ведомстве по заявке заинтересованной стороны и состоит из следующих этапов:

  • Сбор нужной к предъявлению документации.
  • Получение акта о переводе или отказе в нем.
  • Оформление заявки в госучреждение и приложение к ней собранных бумаг.
  • В случае несогласия с решением госоргана, допускается его обжалование в суде.
  • Ожидание в течение 60-90 дней в зависимости от сложности делопроизводства.

Вопрос: Добрый день.

Меня зовут Николай Петрович. Как влияет кадастровая стоимость земли при изменении ее категории? Ответ: Здравствуйте, Николай Петрович. Высокая цена земли может стать причиной для отказа в переводе из одной формы в другую. Так, на основании ст. 7 ФЗ № 172 «О переводе земель…», если сельхозугодие по стоимости на 50% или более превышает денежный эквивалент аналогичных земель в данном регионе, такой надел переводу не подлежит.

Так, на основании ст. 7 ФЗ № 172 «О переводе земель…», если сельхозугодие по стоимости на 50% или более превышает денежный эквивалент аналогичных земель в данном регионе, такой надел переводу не подлежит.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Порядок перевода земель из одной категории в другую в РФ

Ходатайства о переводе земель из категории в категорию в 2020 году по-прежнему рассматриваются в порядке очереди, а в качестве управляющего лица выступает Правительство Российской Федерации, представители администрации отдельно взятых районов, в котором и было составлено обращение.

Все территории разделяются по категориям, разделяющимся непосредственно по предназначению. Информация о них содержится в Земельном кодексе Российской Федерации (ЗК РФ). Начиная с 1991 года, в Земельном кодексе зафиксировано четкое разделение территорий по их использованию на семь различных, разделяемых по характеру использования, категорий.

Земельный Кодекс РФ содержит исчерпывающий список категорий земель в зависимости от их целевого назначения:

  1. земли сельскохозяйственного назначения;
  2. земли особо охраняемых территорий и объектов;
  3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  4. земли водного фонда;
  5. земли лесного фонда;
  6. земли запаса.
  7. земли населенных пунктов;

В зависимости от принадлежности земельного участка к одной из указанных категорий земель, определяется его правовой режим, в том числе оборотоспособность, субъектный состав, содержание правомочий собственника либо иного правообладателя такого земельного участка и т.д.

Категории земель имеют сложную внутреннюю структуру, а их единое целевое назначение дополняется и уточняется посредством установления для части категории земель видов разрешенного использования.

КАКИЕ КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ МОЖНО ПЕРЕВОДИТЬ?

  • Собственником земли является Правительство РФ;
  • Владелец участка – частное лицо;
  • Земли, для которых определена иная целевая задача, владельцами которых являются органы самоуправления.
  • Сельхоз земли, собственником которых является местный орган самоуправления;
  • Собственниками являются субъекты РФ;

Для нужд компаний и отдельных физических лиц предоставляются участки ЗНП, сельскохозяйственного и промышленного назначения.

Правоустанавливающими бумагами, подтверждающими факт обладания конкретным наделом, могут являться:

  1. Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка.
  2. Договор мены
  3. Решение суда.
  4. Дарственная
  5. Договор купли-продажи.

В указанных, а также градостроительных документах, оформляемых картографической службой при измерении и составлении планировки участка, указывается категория земли и вид ее разрешенного использования. Последний выбирается правообладателем самостоятельно из следующих допустимых форм:

  1. Для организации огородничества или дачной деятельности.
  2. КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство).
  3. ЛПХ (под личное подсобное хозяйство).
  4. ИЖС (территория под строительство жилой недвижимости).

Необходимо знать, что на территории, отнесенной к землям сельхозназначения и отданной в пользование под ЛПХ не разрешается строительство жилой недвижимости.

Фактически, такое сооружение построить можно, но впоследствии не получится оформить дом как жилой объект до момента перевода этого надела в другую категорию. Именно воздвижение дополнительной инфраструктуры и жилищных объектов становится распространенной причиной для обращения в госслужбу.

Для того чтобы изменить категорию земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

, необходимо в уполномоченный на то орган исполнительной власти или орган местного самоуправления направить ходатайство о переводе земель из одной категории в другую либо ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.

  • Обращение в компетентное ведомство с соответствующей заявкой и приложением к ней нужной документации. Если рассматриваемый объект находится в компетенции субъекта Федерации, обращение происходит в департамент земельных ресурсов. В большинстве случаев услуга предоставляется местным муниципалитетом, а именно городским или районным комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями.
  • Если несоответствие документации будет обнаружено позднее, отказ в делопроизводстве принимается в течение 30 дней после оформления заявки.
  • Если обращение будет происходить от лица, не имеющего прав на землю, или чье представительство не установлено доверенностью, либо состав и форма предъявляемых документов не соответствует законодательной – в заявке на перевод будет отказано в момент ее оформления.
  • Вынесенное решение оформляется в форме соответствующего акта, устанавливаемого на неограниченное время. Этот документ направляется заинтересованной стороне в течение 14 рабочих дней после вынесения компетентного решения и должен содержать обязательную информацию, указанную в ст. 3 основного закона.
  • В случае компетентности заявителя и предъявления им пакета документов, по форме и содержанию отвечающего законодательным нормам, рассмотрение заявки осуществляется в течение 2 месяцев. Если компетентным ведомством является правительство РФ или отдельного региона, срок рассмотрения – 3 месяца.

Установленный акт может быть опровергнут в судебном порядке.

Причинами отклонения заявки в переводе являются:

  1. Отрицательное решение, полученное на основании экологической экспертизы.
  2. Целевое использование не подходит под объявленную категорию.
  3. На перевод рассматриваемого объекта существует запрет, регламентированный нормативно-правовыми актами федерального или регионального значения.

В зависимости от того кому принадлежит земельный участок ходатайство следует подавать:

  • земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности – орган исполнительной власти субъекта РФ (администрация, мэрия, правительство). Такие полномочия могут быть возложены и на одно из структурных подразделений администрации (правительства) субъекта РФ.
  • в отношении земель, находящихся в федеральной собственности – Правительство Российской Федерации;
  • земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – орган местного самоуправления (администрация муниципального района, городского округа, поселения).

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в любую другую категорию в 2018 запрещен, впрочем, как и прежде, если земельный участок отличается особой ценностью и имеет высокий уровень продуктивности.

В перечень с/х земель включены поля сельскохозяйственный НИИ, а также участки, чья кадастровая стоимость гораздо выше, чем средняя стоимость муниципального образования.

Исключения случаются крайне редко. Более того, с недавнего времени перевод сельхоз земель из своей категории в любую другую может грозить значительными штрафами в виде денежной компенсации.

На законодательном уровне это будет рассмотрено в качестве нецелевого использования участка земли. Штрафы в 2018 году варьируются от 200 000 до 250 000 рублей, окончательная сумма зависит от кадастровой стоимости участка. Некоторые граждане, пытаются обойти закон и перевести свой земельный участок в другую категорию, в результате получают проблемы с законом и денежные штрафы.

Изменений по сравнению с прошлыми годами в текущем 2020 нет, но с причинами невозможности перевода будет полезно ознакомиться. Суть в том, что данная процедура возможна только в том случае, если территория рассматриваемой земли будет включена в административные границы рассматриваемого населенного пункта. В целом, получить разрешение очень сложно, зафиксированных случаев, когда куски земли выводили из границ населенных пунктов, переводя в другую категорию, очень мало.

К территориям, принадлежащим данной группе в 2020 году, относятся:

  1. производственные зоны,
  2. зоны специального назначения,
  3. особо охраняемые территории,
  4. зоны, на которых ведутся сельхоз работы,
  5. зоны военной подготовки,
  6. декоративные пруды или облагороженные озера.
  7. территории, засаженные лесопарком,

Перевод земель, предназначенных для промышленных работ, в любую другую категорию реализуется проще, чем перевод любого другого участка земли в иную категорию.

Изменений в новом году этот аспект вопроса также не потерпел.
Но есть несколько исключений, при которых перевод невозможен:

  1. территория загрязнена и застроена заброшенными и аварийными зданиями, постройками и свалками (однако, в этом случае все же есть возможность получить разрешение на перевод: утвердить проект рекультивации рассматриваемого участка земли),
  2. на земельном участке проводились работы, напрямую связанные с повреждением почвенного слоя (в этом случае также разрешение можно получить после полнейшего восстановления поверхности земельного участка, подтвержденным проектом рекультивации, но в этом случае это должны быть решением собственника, а не приказом представителей законодательной власти).

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
  • права на земельный участок.
  • категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

К ходатайству необходимо приложить:

  1. копии документов, удостоверяющих личность заявителя – физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
  2. выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;
  3. расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства(если такие необходимо произвести).
  4. заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  5. согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;

Гражданин Суровцев М.П.

решил перевести свое сельхозугодие в категорию населенного пункта для воздвижения жилой недвижимости. Для этого была оформлена заявка в земельный комитет при районной администрации. В течение 60 дней заявителю был передан официальный ответ в виде акта об отказе в переводе земельного участка из сельскохозяйственной в категорию населенного пункта по причине невозможности выделения конкретного участка из состава обширной площади сельхозугодий.

В течение 60 дней заявителю был передан официальный ответ в виде акта об отказе в переводе земельного участка из сельскохозяйственной в категорию населенного пункта по причине невозможности выделения конкретного участка из состава обширной площади сельхозугодий.

Перед переводом земельного участка из одной категории в другую, следует принять решение о целях его дальнейшего использования, что и определит наиболее подходящую категорию. Кроме этого, придется решить и финансовые вопросы, связанные с переводом.

Стоимость перевода в 2020 году земельного участка вне зависимости от его категории варьируется от 9 000 до 12 000 рублей за сотку. Это на 2000 – 3000 больше, чем в предыдущие годы. При этом окончательная сумма будет известна после того, как специалисты оценят уровень сложности предстоящих работ.

Помимо внесения денежных средств за смену категории, для успешного завершения процесса перевода земельного участка желательно нанять юриста для общения с представителями власти. Перевод земли в другую категорию в 2020 году осуществляется компетентной службой по факту предъявления ходатайства и приложения к нему нужных бумаг. Точная форма документов утверждается ведомством, в которое они подаются.

При этом в основном законе – ФЗ № 172 от 21.12.04 (в ред. 03.06.16) указан следующий перечень необходимых сведений, включаемых непосредственно в текст заявки:

  1. Кадастровый номер.
  2. Обоснование необходимости изменения категории земли.
  3. Права на территорию в виде ссылки на документ, предоставляющий такую возможность.
  4. Фактическая и предполагаемая к оформлению категории территория.

К ходатайству прикладываются следующие документы, без которых необходимое действие выполнено не будет:

  1. Согласие от государства или иного правообладателя землей. Этот документ не нужен, если заключен договор сервитута.
  2. В случае необходимости – постановление госэкспертизы по вопросам экологии.
  3. Выписка из ЕГРП на рассматриваемый надел.
  4. Документ, устанавливающий личность заявителя или его представителя (паспорт – для физлица, паспорт и выписка из ЕГРИП – для ИП, выписка из ЕГРЮЛ – для юрлица, паспорт и доверенность – для представителя).
  5. Выписка из кадастрового реестра или аналогичный паспорт.

Документы, устанавливающие личность заявителя и заинтересованной стороны, а также согласие правообладателя, непосредственно прикладываются при оформлении.

Остальные бумаги запрашиваются компетентным органом по межведомственной линии самостоятельно. С начала 2017 года в связи с внедрением единого госреестра недвижимости вместо нескольких выписок из разных баз данных запрашивается одна из объединенной базы.

Правом подачи ходатайства о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую наделены лица, способные подтвердить свои права на землю. К таким относятся:

  1. землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
  2. граждане и юридические лица – собственники земельных участков;
  3. землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  4. арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.

В отношении земель федерального, регионального и местного значения заинтересованным лицом является соответствующий специально уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:

  1. к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
  2. с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

Если причиной отказу послужили именно эти причины, в 30-дневный срок заявителю будет возвращено ходатайство с подробным указанием того, какие недостатки следует исправить, чтобы оно было принято в делопроизводство. Органы исполнительной власти, а также местные муниципалитеты вправе подать ходатайство о переходе земли в новую целевую категорию, не согласовывая его с лицами и организациями, владеющими правами на участок. Законодательно предусмотрены два условия, когда исполнительным органам власти предоставляется подобная возможность:

  • Если было принято постановление о смене старой или установлении новой черты города.
  • Если после перевода со старой категории земля будет включена в природоохранные территории, сохраняясь при этом в собственности текущего владельца;

Принятое с подобными обоснованиями ходатайство может быть обжаловано правообладателем земли в суде.

Перевод не допускается в случае:

  1. наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  2. установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
  3. установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

Положительные и отрицательные решения по ходатайствам должны быть рассмотрены и приняты в установленные сроки:

  1. выданная резолюция в виде акта о переводе земли является бессрочной.
  2. если ходатайство направлено в исполнительный орган местной власти или муниципалитет, на рассмотрение отводится 2 месяца;
  3. решение о смене назначения земельного участка должно быть принято Правительством РФ за 3 месяца, если иной срок специально не оговаривается правовыми актами РФ;
  4. принятое решение, в том числе акт об отказе, должно быть отправлено заявителю в течение двух недель после рассмотрения;

Уполномоченный орган местного самоуправления направляет копию акта о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в течение 5 дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости. О внесенных изменениях территориальный орган Росррестра уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется. В частности, касаемо сельскохозяйственных участков, закон предусматривает возможность смены их специализации при таких условиях:

  1. проводится перенос черты города;
  2. непригодные для ведения сельхоз деятельности участки впоследствии будут отнесены к лесному фонду, землям запаса или водному фонду;
  3. участок включается в природоохранную территорию;
  4. в целях сохранения памятников исторического и культурного наследия, строительства разноплановых объектов социального, культурного, образовательного и иного назначения.
  5. будет проводиться консервация земли;
  6. в связи с необходимостью выполнения обязательств РФ международного характера, для поддержания обороноспособности и обеспечения гарантий безопасности государства; в связи с возможностью добычи из недр полезных ископаемых (ископаемые общераспространенного типа являются исключением);
  7. если на отводимых участках планируется строительство дорожных магистралей, ЛЭП, линий связи (включая сооружения линейно-кабельные), трубопроводы различного назначения, железнодорожные полотна и прочие линейные объекты. Условие действительно в том случае, когда стоимость участков с сельхоз угодьями, согласно кадастру, более чем на 30% ниже среднего по району показателя, а запланированные линейные объекты будут возводиться в непосредственной близости от дорог и крайней черты полей севооборота;
  8. на участках, признанных непригодными для ведения сельхоз деятельности, будут возводиться промышленные здания или они будут использованы в других нуждах, не связанных с ведением сельского хозяйства;

Закон ограничивает целевой перевод участков из сельскохозяйственной категории в какую-либо иную в том случае, если в их составе находятся ценные угодья, обладающие повышенной сельскохозяйственной продуктивностью. Также при рассмотрении ходатайства проводится сравнительная оценка текущей кадастровой стоимости земельных участков, при которой в качестве ориентира берется средняя по району стоимость.

При переводе земель, ранее используемых промышленными предприятиями, энергетической и транспортной отраслью, были задействованы в телекоммуникационной, радиовещательной, космической отрасли, а также находились в распоряжении Министерства обороны, нет существенных ограничений, кроме нескольких особенностей:

  1. если на земельных участках, относившихся ранее к промышленной категории или к категории спецназначения, деятельность, негативно повлиявшая на состав и качество почвенного слоя, требуется проведения ряда мероприятий по восстановлению почвы, согласно утвержденному плану рекультивации.
  2. при переводе земельных участков из промышленного или иного типа назначения, учитывается фактор загрязнения почвы, наличия строений и зданий, определенных под снос. Перед сменой категории в данном случае необходимо разработать и утвердить проект, нацеленный на рекультивацию земель;

Если ходатайство о переводе земли из промышленной категории было подано исполнительными органами власти или местными муниципалитетами, предварительная рекультивация не является обязательным условием перевода. Для земельных участков, включенных в природоохранную категорию, перевод осуществляется после предварительной экологической экспертизы, проводимой государством, а также других экспертиз, проведение которых обусловлено действующими федеральными законами, связанными с защитой окружающей среды. Если в результате проверок окажется, что смена целевого назначения приведет к утрате природоохранного, культурно-исторического, рекреационного, научного, оздоровительного или иного критического значения, то в переводе участка на запрошенную категорию заявителю ходатайства будет отказано.

КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ ХОДАТАЙСТВА? По результатам рассмотрения ходатайства орган местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

4 thoughts on “Порядок перевода земли из одной категории в другую

  1. Птыатюся вязть нраод за яцйа. Напиши заяву в мфц, чтобы никто не мог распоряжаться твоей недвижимостью. Хоть какая то бумага будет. Не доверяю я этим компютерам.

  2. Ппц уже лет шесть как хотят прикрыть эту лавочку и постоянно об этом говорят.
    Но ты только сейчас об этом узнал, да?

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+