Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Предпринимательское право - Одной из разновидностей неправомерной предпринимательской деятельности является

Одной из разновидностей неправомерной предпринимательской деятельности является

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

  • »
  • »
  • »

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения , — наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, — наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. В статьях настоящей главы, за исключением частей третьей — шестой статьи 171.1, статей 174, 174.1, 178, 180, 185-185.6, 191.1, 193, 194, 198, 199, 199.1, 200.1, 200.2, 200.3, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей. Объект преступления — установленный порядок осуществления предпринимательской или иной деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Такая регистрация предусмотрена для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Индивидуальный предприниматель — это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ). Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст.

23 ГК РФ). Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, называются коммерческими.

Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. «Иная экономическая деятельность», не включаемая в предпринимательство, представляет собой разумную деятельность человека, прямо не направленную на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения материальных потребностей и интересов.

Например, к такой деятельности могут быть отнесены: благотворительность и меценатство; организация ассоциаций и союзов без целей извлечения прибыли . ——————————— Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.

С. 146. Организации, осуществляющие деятельность, прямо не направленную на получение прибыли, и не распределяющие ее между участниками, являются некоммерческими.

Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» они создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» они создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Они могут быть созданы в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов и т.д.

——————————— РГ.

1996. 24 янв. Общий порядок и условия государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

. Государственную регистрацию данный Закон определяет как акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

——————————— РГ. 2001. 10 авг. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. См., напр.: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г.

N 161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

// РГ.

2002. 3 дек.; Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // РГ.

1996. 24 янв.; Федеральный закон от 2 декабря 1990 г.

N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Ведомости СНД РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о государственной регистрации или об ее отказе должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
8 Федерального закона

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

решение о государственной регистрации или об ее отказе должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства, а юридического лица — по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Действующим законодательством предусмотрены отдельные виды деятельности, которые могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия — это выданное лицензирующим органом специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения лицензии или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (). Одним из основных нормативных актов, устанавливающих порядок и виды лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» .

——————————— РГ.

2001. 10 авг. Действие настоящего Закона не распространяется на следующие виды деятельности, порядок лицензирования которых определяется соответствующим законодательством: кредитных организаций, в области связи, нотариальная, биржевая, страховая, таможенная, образовательная и т.д.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления к нему всех необходимых документов (положениями о лицензировании отдельных видов деятельности может быть предусмотрен и более короткий срок). Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Ограничение этих прав возможно лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 49 ГК РФ). Такие ограничения предусматриваются обычно в законах, посвященных конкретным видам предпринимательской и иной деятельности.

Как правило, это имеет место при нарушении ими действующих нормативных актов и правил, установленных в их учредительных документах, а также при наступлении каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Объективная сторона преступления выражается в действиях (бездействии): 1) неправомерном отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; 2) уклонении от их регистрации; 3) неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; 4) уклонении от его выдачи; 5) ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; 6) незаконном ограничении самостоятельности; 7) ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица является правомерным в случаях, предусмотренных ст.

23 Федерального закона

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

: 1) если не представлены необходимые для государственной регистрации документы или они представлены в ненадлежащий регистрирующий орган; 2) если юридическое лицо находится в процессе ликвидации; 3) если не утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Отказ в выдаче лицензии может быть правомерным, только если это предусмотрено нормативными правовыми актами.

Например, в соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» такой отказ возможен при: 1) наличии в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; 2) несоответствии соискателя лицензии принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Отказ в государственной регистрации или в выдаче лицензии в случаях, не указанных действующим законодательством, является неправомерным. Например, отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности или отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции, планируемой для производства соискателем лицензии. Уклонение от регистрации или от выдачи лицензии — это бездействие должностных лиц, затягивающих и (или) не выполняющих без оснований в установленный срок соответствующие действия — осуществление государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо предоставление им специального разрешения.

Например, требование представления документов, не предусмотренных законом, или незаконное продление сроков регистрации. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица — это незаконное уменьшение правоспособности этих лиц по причинам их организационно-правовой формы.

Например, отказ в предоставлении государственных льготных кредитов предпринимателям, поскольку они не зарегистрированы в качестве юридического лица, или приостановление лицензии всем формам предпринимательской деятельности, кроме открытых акционерных обществ. Незаконное ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или организации может выражаться в разнообразных действиях, препятствующих самостоятельному осуществлению предпринимательской и иной деятельности.

Например, установление необходимости согласования принимаемых ими управленческих (финансовых, хозяйственных и т.п.) решений или навязывание им таких решений, запрещение эксплуатации помещений и земельных участков. Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть связано с любым неправомерным воздействием на них. Например, незаконное проведение проверок или изъятие документов.

Не будет являться незаконным воспрепятствованием вмешательство органов государства и местного самоуправления в предпринимательскую и иную деятельность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Например, при контроле выполнения индивидуальными предпринимателями и организациями экологических, пожарных, санитарно-эпидемиологических требований. Деяние является оконченным в момент совершения любого действия (бездействия), указанного в диспозиции статьи.

Состав преступления формальный. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Должностное лицо осознает, что, используя свое служебное положение, совершает одно или несколько из указанных действий (бездействие), и желает этого. Мотив и цель не являются обязательными признаками преступления.

Вместе с тем они могут быть следующими: месть, личная неприязнь, ложное понимание интересов службы, устранение конкурента муниципальной хозяйствующей организацией, пополнение местного бюджета и т.п. Субъект преступления специальный — должностное лицо, использующее свое служебное положение (см.

примечание к ст. 285 УК РФ и комментарий к нему), достигшее возраста шестнадцати лет. Это могут быть работники налоговых, лицензионных, правоохранительных и иных контролирующих органов, другие государственные или муниципальные чиновники. Квалифицирующими признаками рассматриваемого состава преступления являются совершение преступления в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а также причинение крупного ущерба.

Квалифицирующими признаками рассматриваемого состава преступления являются совершение преступления в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а также причинение крупного ущерба. Вступившим в законную силу судебным актом является решение суда о признании незаконных действий (бездействия) должностного лица, нарушающих или ограничивающих права и законные интересы индивидуального предпринимателя или юридического лица. Этот судебный акт может быть вынесен арбитражным судом или судом общей юрисдикции.

Рекомендуем прочесть:  Юрист в сфере банкротства

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ под крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере в главе 22 УК РФ (за исключением ст. ст. 174, 174.1, 178, 185, 185.1, 193, 194, 198, 199 и 199.1) признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным — один миллион рублей.

С качественной стороны крупный ущерб образуют как реальные имущественные потери, так и упущенная выгода, т.е.

доходы, которые индивидуальный предприниматель или юридическое лицо получили бы, если бы не были нарушены их права (). Лицо, совершившее данное деяние при наличии признаков взяточничества, подлежит привлечению к уголовной ответственности и по ст. 290 УК РФ. Статья 169 УК РФ является специальной нормой по отношению к общей норме, предусмотренной ст.

285 УК РФ. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности в нарушение вступившего в законную силу судебного акта (ч.

2 ст. 169 УК РФ) также является специальной нормой и по отношению к неисполнению приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст.

315 УК РФ). Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности в форме недопущения, ограничения или устранения конкуренции, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и причинившее крупный ущерб, необходимо квалифицировать по ч.

2 ст. 178 УК РФ. 1. Объективная сторона преступления описана с помощью следующих альтернативных действий и бездействия должностного лица.

К числу действий закон относит: 1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Законный отказ возможен только в случаях: а) непредставления документов, необходимых для государственной регистрации; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Отказ должен быть сделан в письменной форме в тот же срок, что и решение о регистрации (по общему правилу в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган); 2) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Законным отказ может быть, если: а) документы, представленные соискателем лицензии, содержат недостоверную или искаженную информацию; б) принадлежащие соискателю лицензии или используемые им объекты не соответствуют лицензионным требованиям и условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, как правило, должно быть принято в течение 45 дней с момента предоставления всех необходимых документов; 3) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает дискриминационный подход к различным субъектам экономической деятельности.

Оно может выражаться в запрете выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.; 4) ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Закон не конкретизирует виды вмешательства; следовательно, они могут быть любыми, но обязательно не основанными на действующем законе (например, установление предельного объема производства или сбыта продукции). 2. Рассматриваемое преступление может быть совершено путем уклонения от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо от выдачи специального разрешения (лицензии).

2. Рассматриваемое преступление может быть совершено путем уклонения от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо от выдачи специального разрешения (лицензии).

В этом случае оно будет считаться оконченным с момента истечения сроков, установленных для регистрации или выдачи лицензии, при условии наличия законных оснований для совершения этих действий.

3. Обязательным признаком объективной стороны является способ — использование должностным лицом своего служебного положения, т.е. тех полномочий, а также авторитета, которыми он обладает в силу занимаемой должности, для совершения преступления.

4. Субъект преступления специальный — должностное лицо (см.

примечание 1 к ст. 285 УК). 5. Уголовная ответственность усиливается, если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжается после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица (ч. 2). Субъектом этого преступления может быть и другое должностное лицо.

Необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

6. Крупный размер выражается как в виде реального материального ущерба, так и, главным образом, в виде упущенной выгоды. В сумме он должен превышать 1 млн. 500 тыс. руб. 7. Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями ущербу может быть как умышленной, так и неосторожной.

← → Получите консультации и комментарии юристов по статье 169 УК РФ бесплатно. Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени.

Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Незаконное предпринимательство.

Особенности привлечения к ответственности

Анонсы 8 сентября 2020 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 24 августа 2020 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

2 марта 2009 Налоговые и другие контролирующие органы достаточно часто привлекают тех или иных лиц к ответственности за незаконное предпринимательство. Ежего дно выносится множество обвинительных приговоров за это преступление. Однако даже у судов часто возникают вопросы, связанные с его правовой квалификацией.

Попробуем разобраться в наиболее важных из них.

Прежде всего обратимся к определению предпринимательской деятельности.

По гражданскому законодательству таковой является

«самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»

(п. 1 ст. 2 ГК РФ). Исходя из общего правила «Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений (в том числе и предпринимательских.

— Авт.) являются граждане и юридические лица» (п. 1 ст. 2 ГК РФ), они и являются субъектами состава преступления, предусмотренного ст.

171 УК РФ. Возможное участие публично-правовых образований (например, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований) в данном материале мы рассматривать не будем. В отличие от юридических лиц, множество граждан неоднородно. Оно состоит из граждан, обладающих:

  1. как общей, так и специальной правосубъектностью (то есть предпринимателей).
  2. только общей правосубъектностью;

По Гражданскому кодексу РФ «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица:» (п.

1 ст. 23 ГК РФ). К ней применяются правила,

«которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения»

(п. 3 ст. 23 ГК РФ). Кодекс выделяет несколько категорий таких граждан и на этом основании связывает момент приобретения ими специальной правосубъектности с наступлением разных событий:

  1. общая категория (предприниматели без образования юридического лица) — «с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя» (п. 1 ст. 23 ГК РФ);
  2. специальная категория «глава крестьянского или фермерского хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица» — «с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства» (п. 2 ст. 23 ГК РФ).

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают и прекращаются одновременно в момент его создания и в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Возникновение у граждан и юридических лиц специальной правосубъектности законодатель связывает с получением специального разрешения (лицензии).

По гражданскому законодательству

«право: осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами»

(п. 3 ст. 49 ГК РФ). Отметим, что юридические лица также неоднородны, и согласно ст. 50 ГК РФ они делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие организации.

Критерием подобной классификации служит цель деятельности.

Коммерческие организации являются субъектами предпринимательской деятельности. Основная цель их работы — получение прибыли. В то же время некоммерческие организации не являются субъектами предпринимательской деятельности, так как получение прибыли не является их основной целью (п.

1 ст. 50 ГК РФ). Далее мы расскажем о том, как данное обстоятельство проявляет свое позитивное и негативное значение для уголовно-правовой квалификации незаконного предпринимательства. Обратимся к определению незаконного предпринимательства, которое дано в ст.

171 УК РФ. Под ним понимается

«осуществление предпринимательской деятельности без регистра- ции или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензион- ных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере»

(ч. 1 ст. 171 УК РФ). Начать характеризовать данный состав предпочтительнее с объективной стороны. Прежде всего, незаконное предпринимательство — это всегда действие.

Оно может быть двух видов:

  1. с пороком в специальной правосубъектности его субъекта.
  2. с пороком в регистрации его субъекта;

Таким образом, общественную опасность это преступление обретает не вследствие криминальной природы предмета, то есть самого действия (предпринимательской деятельности).

Опасность возникает в результате криминально направленного умысла субъекта на совершение действий внешне абсолютно законных, но влекущих незаконное получение доходов. Поэтому Пленум ВС РФ указал, что

«в тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями УК РФ (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по статье 171 УК РФ не требует»

(п.

18 постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23, далее — постановление N 23). С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом и корыстной целью. Описав незаконное предпринимательство с объективной и субъективной сторон, вернемся к субъектам данного преступления, а точнее — к проблеме установления их круга.

Как отмечалось выше, законодатель для квалификации деяния как незаконного предпринимательства установил два вида порока субъекта:

  1. в регистрации, то есть в самом существовании;
  2. в возникновении специальной правосубъектности.

Порок в регистрации может выражаться в различных формах.

Это может быть как отсутствие регистрации, так и нарушение ее правил.

При этом

«осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре для юридических лиц и Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя»

(п. 3 постановления N 23). Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать

«ведение такой деятельности субъек том предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам»

(п.

3 постановления N 23). Гражданский кодекс РФ дважды допускает возможность легально вести предпринимательскую деятельность без регистрации, как для граждан, так и для юридических лиц. Так, в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 23 Кодекса, «гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований: (о регистрации.

— Авт.) не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не являлся предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила: (ГК РФ. — Авт.) об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Следует отметить, что норма ст. 198 УК РФ (в ней речь идет об уклонении от уплаты налогов с физлиц) сформулирована исходя из этого же принципа, то есть последующей легитимации неправомерных действий и применения к возникшим правоотношениям специального режима правового регулирования.

Закрепляя в абз. 1 п. 3 ст. 49 ГК РФ положение об обретении юридическим лицом общей правосубъектности в полном объеме с момента его создания, законодатель допустил возможность существования «люфта». С момента создания компании до момента ее госрегистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ должно пройти минимум пять дней. Таков срок регистрации юрлиц.

Указанным исключением нельзя пренебрегать. Незаконное предпринимательство должно быть действительно незаконным.

Кроме того, исключения являются специальными нормами — как по отношению к нормам о госрегистрации юридических лиц и ИПБОЮЛ, так и по отношению к нормам уголовного права (например, по отношению к норме, содержащейся в ст. 171 УК РФ). Есть еще один нюанс: коммерческая деятельность компаний, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также некоммерческих организаций, которые не распределяют прибыль между участниками, но в ходе своей деятельности ее извлекают с завидным постоянством.

По данной проблеме молчат как УК РФ, так и Пленум ВС РФ. Акцент со ссылкой на п. 1 ст.

2 ГК РФ на систематическое получение прибыли от деятельности (п.

1 постановления N 23) не решает этой проблемы.

Остается невыясненным, с какого момента начинается «систематичность», если учесть, что предпринимательская деятельность носит длящийся характер.

Порок в возникновении специальной правосубъектности не вызывает особых вопросов. Процедура выдачи лицензии достаточно формализованна. Лишь в ситуации, когда срок ее действия истек, а лицо продолжает осуществлять лицензионный вид деятельности и спустя некоторое время получает новую лицензию либо продлевает срок действия предыдущей, может возникнуть необходимость в дополнительной квалификации подобного деяния по ст.

159 УК РФ «Мошенничество». Весьма оригинально выглядит интерпретация Пленумом ВС РФ юридической квалификации деятельности юридического лица, обладающего специальной правоспособностью и в связи с этим неспособного вести иную деятельность, кроме той, ради которой оно было создано, как деятельности без регистрации либо как деятельности без лицензии (п. 6 постановления N 23). Здесь Пленум противоречит сам себе: п. 6 постановления N 23 противоречит п.

3 этого же постановления, расширяя содержание понятий «деятельность без регистрации» и «деятельность без лицензии».

Представляется, что в данном случае Пленум ВС РФ должен был воспользоваться правом толкования норм права и дать расширительное толкование не этим понятиям, а понятию «незаконное предпринимательство». Деятельность уже состоявшегося субъекта права и предпринимательскую деятельность вне пределов исключительной компетенции никак нельзя признать деятельностью без регистрации. Если лицо ведет предпринимательскую деятельность без регистрации (ст.

171 УК РФ), государство не имеет возможности доподлинно установить размер его доходов — налогооблагаемой базы и исчислить сумму налогов или сборов. Регистра- цию проводит Федеральная налоговая служба РФ (ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

В Налоговом кодексе РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) и уклонение от такового (ст. 117 НК РФ). Статья 14.1 КоАП РФ, устанавливая административную ответственность за ведение предпринимательской деятельности без госрегистрации или специального разрешения (лицензии), дублирует положения НК РФ (в частности, п.

1 ст. 117 НК РФ). При этом надо иметь в виду, что в КоАП РФ речь идет об административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации. Налоговый кодекс РФ предусматривает наступление административной ответственности на более поздней стадии, то есть когда лицо зарегистрировано в качестве организации или индивидуального предпринимателя, но при этом уклоняется от постановки на учет в налоговом органе как субъект (налогоплательщик). Этим обстоятельством обусловлено применение различных мер административной ответственности в случае совершения лицом того или иного из указанных выше правонарушений.

При ограничении сферы действия норм административного и уголовного права необходимо иметь в виду, что уголовно-правовая норма (ст.

171 УК РФ) носит материальный характер (материальный состав правонарушения — преступления). Необходимым условием для ее применения является причинение ущерба определенного размера или незаконное извлечение дохода в определенной сумме. Административно-правовая норма носит формальный характер (формальный состав правонарушения) и потому не требует установления факта причинения ущерба.

Достаточно лишь формального нарушения правового предписания (п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18). К сожалению, Президиум ВС РФ оставляет без внимания очень важную для практической деятельности как правоохранительных, так и судебных органов проблему: отграничение сферы действия норм административного, уголовного и гражданского права при осуществлении смешанного правового регулирования одних и тех же правоотношений.

В результате вопрос, норму какой отрасли права применять для разрешения конкретного казуса, всякий раз является актуальным и неразрешимым. Поэтому всякий раз он решается по-разному. А мизерная сумма ущерба, установленная в качестве низшей границы для применения нормы уголовного права, с одной стороны, делает ее номинальной, а с другой — дает широкий простор для злоупотреблений, создавая ситуацию, при которой за одни и те же действия одно лицо привлекают к административной, а другое — к уголовной ответственности.

Причем за причиненный ущерб в размере 250 000 рублей и 1 копейки это лицо не всегда получает наказание в виде условной меры. Кстати, третье лицо вообще может отделаться легким испугом, получив на руки судебное решение о взыскании с него какой-то суммы. В теме «незаконное предпринимательство» остается еще один вопрос, который необходимо раскрыть.

А именно — о квалификации по ст. 171 и 199 (198) УК РФ. С одной стороны, незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) является общей нормой по отношению к уклонению от уплаты налогов с организации (ст.

199 УК РФ) или с физического лица (ст. 198 УК РФ). Поэтому при установлении факта уклонения от уплаты налогов и (или) сборов действия лица должны квалифицироваться по ст. 198 или ст. 199 Кодекса во избежание назначения двойного наказания за одно и то же действие.

С другой стороны, содержание нормы, сформулированной в ст.

171 УК РФ, значительно сужает объем понятия «незаконное предпринимательство». Это не позволяет определять данные составы как общий и специальный по отношению друг к другу, то есть объем одного состава не перекрывается объемом другого.

К тому же и субъектный состав правоотношений в этих случаях различается существенно: в случаях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов одной из сторон правоотношений выступают фискальные органы, а в случае незаконного предпринимательства — органы управления специальной компетенции, не относящиеся к фискальным, а также фискальный орган при осуществлении государственной регистрации и ведения единого госреестра.

Следовательно, при наличии в действиях лица признаков состава преступлений, предусмотренных ст. 171 и 198 (199) УК РФ, их следует квалифицировать по совокупности.

Это подтверждает п. 2 постановления N 23, в котором Пленум ВС РФ указывает, как квалифицировать действия физлица, которое приобрело имущество и сдает его в аренду, не уплачивая при этом налоги. Е.В. Семьянов, МГКА, кандидат юрид. наук Источник: © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

Содержание: Согласно статье 169 УК, если законное предпринимательство или иное дело сталкивается с препятствиями, чинимыми должностными лицами, в обязанностях которых проведение регистрации, возникает момент, когда в силу вступает уголовная ответственность. Действующее на законодательной основе предпринимательство, иной вид деятельности экономического характера, базируется на свободном выборе видов ведения бизнеса или любой иной деятельности, относящейся к предпринимательству, аналогично поддерживаемой законодательно. Существуют формы организационно-правового типа, а также установленные правила, дающие возможность реализовать продукцию и получать доход как основной итог предпринимательской деятельности.

Установлен порядок, когда в предпринимательской или иной деятельности есть возможность независимо распоряжаться прибылью. Самым главным представляется обязательная государственная регистрация, основанная на утверждённом порядке, носящем нормативный характер. Препятствие предпринимательству Воспрепятствовать – значит, создавать преграды, помехи в работе.

Устанавливать невыполнимые условие, назначать меры, которые делают невозможным желание вести предпринимательскую деятельность либо сильно её ограничивают. проявляется в разных видах. Во-первых, оно может быть представлено, как определённые шаги, настроенные на осложнение бизнес-деятельности.

Во-вторых, это может выглядеть и как бездействие.

Установлено шесть преступных форм, в которых проявляется фактор воспрепятствования предпринимательской деятельности:

  1. когда выставление неправомочных условий и ссылка на них делается с целью уклонения от регистрации предпринимательской деятельности;
  2. если даётся ответ, являющийся, по сути, неправомерным отказом на поданное со стороны предприятия или физического лица заявление с просьбой о получении лицензии, позволяющей выполнять намеченную работу;
  3. когда фирме, компании, как юридическим лицам или индивидуальному предпринимателю, отвечают неправомерным отказом при подаче заявления о регистрации их бизнес-деятельности;

Незаконное воспрепятствование: что это

  1. осуществление ограничительных мер, приводящих к потере самостоятельности при ведении предпринимательства или иные действия, признанные как вмешательство в работу ИП или юридического лица.
  2. уголовно наказуемым является стремление ограничить в правах работу ИП или юридических лиц (организаций, фирм, предприятий).

    Действие в направлении, создающем различного рода препятствия, чтобы ущемить их законные интересы;

  3. преступлением считается уклонение от соблюдения сроков выдачи разрешения на ведение предпринимательства;

Любые противоправные действия в отношении предпринимательства в итоге предусматривают различные виды наказаний, закреплённые в УК РФ. Здесь же, в уголовном кодексе раскрываются характеристики основного и дополнительного объекта преступления.

Основной объект противоправного действия (преступления) – должностное лицо.

В его руках сосредоточено управление предприятием. На него же возложена необходимость решать важные вопросы, связанные с предпринимательством Обратите внимание! Дополнительный объект преступления отражён в конституционном праве граждан свободно использовать свои способности, материальные ценности (имущество), чтобы вести предпринимательскую либо иную экономическую деятельность, не запрещенную законом.

В рамки Уголовного кодекса включены понятия состава преступного действия и ответной санкционной составляющей по совершённому противоправному деянию. Мера наказания устанавливается статьёй 169 УК РФ, которая рассматривает проблему воспрепятствования ведению предпринимательства. С юридической стороны обоснует перечень факторов затрудняющих вести законное предпринимательство.

В первой части статьи 169 УК РФ внимание заостряется на трёх основных видах, характеризующих воспрепятствование предпринимательской деятельности УК РФ.

Прежде всего, речь идёт:

  1. об уклонении исполнительными органами от проведения регистрирования юридических лиц различных категорий или ИП и соответственно дальнейшей потери ими возможности встать на налоговый учёт;
  2. об ограничении законных прав и интересов различных бизнес-категорий.
  3. об отказе зарегистрировать или выдать лицензию для законного обоснования ведения определённого вида бизнес-деятельности;

Наказание Если представителем исполнительной власти, проводящим регистрацию, используется его служебное положение, и в итоге происходит противоправное действие, означенное в перечне актов преступного характера, данное лицо наказывается штрафом, регламентируемым от 200 тысяч до 500 тысяч рублей*.

Это установленный размер заработка или иной формы дохода лица, осужденного на восемнадцать месяцев. Наказанием может стать лишение обвинённого должностного лица права в течение трёх лет вести работу на определённых должностях, заниматься определёнными видами деятельности. Дополнительно обвиняемый выплачивает штраф в размере до 80 тысяч рублей.

Эта сумма соответствует размеру заработка, иного дохода, получаемого осуждённым за полгода. Ещё одним видом наказания становятся обязательные работы, на которые отводится триста шестьдесят часов. Деятельность, представленная как предпринимательство, охарактеризована в Гражданском кодексе.

Она представляет действия индивидуального характера, выполняемые с целью получения дохода лицами, официально зарегистрированными в инспекции. В России регистрацию проводят органы, именующиеся исполнительной властью Российской Федерации. Желающим открыть ИП, создать коммерческую организацию, компанию, фирму дано право начать вести бизнес только после того, как их предпринимательская деятельность прошла регистрацию.

Соответственно субъектами предпринимательской деятельности являются упомянутые физические и юридические лица. Те, кто, базируясь на постоянной профессиональной основе, занимается предпринимательством. Важно! Зарегистрировать своё дело необходимо в срок, ограниченный 5-ю рабочими днями.

Отсчёт начинается со дня, когда все необходимые документы сданы в инспекцию. Указанные субъекты закон наделяет правами и обязанностями, предоставляет им определённую хозяйственную компетенцию. Им предоставлено право обособленно распоряжаться имуществом, которое необходимо им для ведения предпринимательской деятельности.

Их регистрация должна проводиться в установленном порядке. Данная процедура, отметим это повторно, наделяет их правами, а также обязанностями вести дела от собственного имени, проводить различные хозяйственные, финансовые операции в законодательно защищённых рамках.

Понятие вида субъекта представляющего предпринимательскую деятельность относят к следующим категориям:

  1. к товариществам и обществам, проводящим хозяйственную деятельность — коммерческим организациям, созданным на основании разделения финансовых долей (вкладов) со стороны учредителей, имеющим общий уставной капитал;
  2. к унитарным предприятиям, признанным коммерческими организациями, не наделенными со стороны собственника правами распоряжаться закрепленным за ними имуществом.
  3. к акционерным обществам с уставным капиталом, разделённым на акции участников соответствующих акционерных обществ;
  4. к ИП — физическим лицам, прошедшим регистрацию в соответствующей форме, осуществляющим предпринимательские действия, не образуя юридические лица;

Субъекты предпринимательства Препятствие регистрации ведения законного предпринимательства должно фиксироваться со стороны обратившихся за оформлением и получением соответствующих документов.

В данном случае необходимо соблюдать некоторые правила, которые помогут в дальнейшем доказать правоту истца.

Стоит обратить внимание на те шаги, которые нужно осуществить основному объекту — ИП или юридическому лицу.

Когда в проведении регистрации отказано и в этом присутствует факт совершения преступного действия со стороны лица обратившегося с заявлением, в соответствии с правилами должны последовать определённые действия: Закон на страже предпринимательства

  1. можно воспользоваться правом написать заявление в прокуратуру и дождаться ответа с разъяснением по произошедшему факту;
  2. можно обратиться в судебную инстанцию. Это позволяют сделать положения Кодекса, относящиеся к административному судопроизводству РФ от 08.03.2015 N 21-ФЗ. Нарушения квалифицируются по Ч 2 ст. 169 УК РФ и признаются, как причинённый со стороны должностного лица крупный либо особо крупный ущерб.
  3. можно обжаловать отказ в вышестоящем органе;
  4. необходимо потребовать от лица, воспрепятствовавшего регистрации, письменный, заверенный официально отказ, где будет указана причина, по которой этот отказ последовал;

Любые преграды, чинимые со стороны представителей органов власти, тормозящие развитие предпринимательства, чреваты ответными действиями, установленными законом. Проблема стабильного развития бизнеса в России рассматривается на государственном уровне.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

4 thoughts on “Одной из разновидностей неправомерной предпринимательской деятельности является

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+