Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Обратная сила закона конституция рф

Обратная сила закона конституция рф

Статья 54 Конституции РФ

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Нормы комментируемой статьи закрепляют право каждого не подвергаться преследованию за деяния, совершенные при отсутствии в законе их запрета, и не нести более суровую ответственность за правонарушение, чем предусматривалось в момент его совершения.

Тем самым формулируются правила о действии устанавливающих юридическую ответственность законов во времени. Данное конституционное установление является по своему характеру универсальным: оно адресовано всем правоприменителям при выборе нормы, подлежащей применению в каждом конкретном деле; обязательно для законодателя при принятии им норм о введении закона в действие и, наконец, касается всех видов юридической ответственности (см. Определение КС РФ от 16.01.2001 N 1-О*(700)).

Последнее относится к уникальным чертам российского конституционного регулирования, поскольку и международно-правовые нормы, и зарубежные конституционные тексты*(701) формулируют подобные правила лишь в связи с запретами признавать преступлением не предусмотренные уголовным законом деяния (sine crimen sine lege) и, соответственно, придавать обратную силу нормам о введении уголовной ответственности и о ее ужесточении, т.е.

признают их обязательность в сфере уголовного преследования.

В системе изложенных в комментируемой норме правил базовым является тезис о недопустимости привлечения к юридической ответственности без установления в законе до совершения правонарушения как его признаков, так и конкретных мер ответственности. Это требование охватывает, по существу, и запрет обратной силы закона, устанавливающего или усиливающего ответственность.

Из него вытекает также недопустимость привлечения к ответственности на основе аналогии, т.е.

в отсутствие прямого запрета конкретного правонарушения в законе. Иное противоречило бы конституционным принципам юридической ответственности, к которым наряду с требованиями ст. 54 Конституции относятся также принципы правовой определенности и соразмерности ответственности (см. п. 2.1 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20.04.2006 N 4-П*(702)) (см.
п. 2.1 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20.04.2006 N 4-П*(702)) (см.

комментарии к ст. 21 и ч. 3 ст. 55). В дополнение к изложенному и расширяя международно-правовые нормы, комментируемая статья в ее ч.

2 предписывает также в случае устранения или смягчения ответственности применять новый закон и к совершенным до его принятия деяниям с тем, чтобы обеспечивалась соразмерность ответственности реальной общественной опасности правонарушения, поскольку изменена его оценка законодателем (см. п. 2.1 мотивировочной части указанного Постановления).

Под обратной силой закона понимается его применение к правоотношениям и породившим их событиям, действиям, бездействию, имевшим место до его вступления в силу. По общему для всех отраслей права принципу закон действует в отношении будущего, с момента его вступления в силу и не имеет обратной силы, хотя возможно решение законодателя об отложенном введении закона в действие или, напротив, о распространении его действия на возникшие ранее правоотношения, что должно прямо предусматриваться в законе.

Именно данное полномочие законодателя при регулировании юридической ответственности подчиняется правилу комментируемой статьи.

В этой сфере законодатель не вправе распространить действие закона, имеющего любые негативные последствия для положения субъектов права, которых он касается, на прошлое время. Но он не обязан и повторять этот конституционный запрет при введении закона в действие, так же как не должен, вводя улучшающие положение нормы об ответственности, ссылаться на их ретроспективное применение. Последнее обеспечивается правоприменительной практикой, исходя из прямого действия конституционной нормы на любом из предусмотренных законом этапов процесса привлечения к ответственности, а также и после вступления в силу ранее принятых правоприменительных актов, основанных на более строгом законе.

Однако при наличии сомнений в единообразном использовании или пригодности имеющихся процессуальных механизмов законодатель правомочен установить в рамках имеющихся процедур, какая из них должна применяться для обеспечения обратной силы закона, устраняющего или смягчающего ответственность, или ввести с этой целью дополнительные механизмы. Это было, например, предусмотрено в Законе РФ

«О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»

, когда законодатель ввел в порядке исключения процедуру пересмотра высшей судебной инстанцией ее собственных, окончательных решений в порядке, аналогичном судебному надзору.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, законодатель, принимая закон, устраняющий или смягчающий уголовную ответственность, не может не предусмотреть механизм придания ему обратной силы (см.

п. 3 мотивировочной части Постановления от 20.04.2006 N 4-П). Однако это категорическое правило, очевидно, связанное с возможными дефектами правоприменения, не должно рассматриваться как позволяющее правоприменительным органам в отсутствие таких указаний законодателя уклоняться от применения конституционных требований ч. 2 ст. 54: они могут быть реализованы в любой стадии уголовного судопроизводства и обязывают принять решения об изменении статуса ранее привлеченных к ответственности лиц также в рамках имеющихся процедур, в том числе с использованием процессуальной аналогии.

Такая обязанность правоприменителя не исключает ни свободы законодателя в дальнейшем совершенствовании процессуальных механизмов реализации обратной силы смягчающего ответственность закона, ни обеспечивающих его единообразное применение разъяснений высших судов — как по конкретным делам, так и адресованных судебной практике в целом. Использованные в комментируемой статье понятия закона, отягчающего ответственность либо смягчающего ее, могут иметь отличающееся содержание в отраслевом законодательстве: уголовном, административном, налоговом, гражданском и т.д.

Так, будет являться смягчающим ответственность и наказание уголовный закон, который: устраняет оценку отдельных признаков деяния как квалифицирующих, т.е. отягощающих ответственность; расширяет перечень обстоятельств, которые должны оцениваться как смягчающие или, напротив, исключает какие-то из перечня отягчающих; исключает квалификацию деяния по совокупности норм; устанавливает более низкий, чем ранее, максимальный и минимальный предел какого-либо вида наказания либо дополнительно вводит альтернативно более мягкую санкцию, влияет на смягчение уголовной ответственности и наказания, снижая сроки, необходимые для условно-досрочного освобождения, погашения или снятия судимости, и т.д. Возможные формы, в которых выражается усиление или смягчение ответственности, не перечисляются законодателем, но распознаются как таковые судебной практикой и требуют во всяком случае конституционного, т.е.

соответствующего духу и букве Конституции, истолкования. Императивное по своему характеру правило ч. 2 ст. 54 Конституции об обратной силе закона, устраняющего или смягчающего ответственность,

«не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий»

(см.

п. 4.3 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20.04.2006 N 4-П) и исключает непридание ему обратной силы также в том случае, когда лица, правовой статус которых должен быть улучшен, не ходатайствуют об этом. Соответственно, государственные органы, на которые возложен надзор за законностью исполнения уголовных наказаний, что отнесено к прерогативам прокуратуры (ст. 32 и 33 Закона о прокуратуре), а также обязанность обеспечивать права и законные интересы осужденных за преступление, являющаяся одной из задач администрации исполняющих наказание учреждений (), не освобождаются от функции государственной защиты прав и свобод (см.

комментарий к ст. 45) и должны инициировать перед судом применение закона, устраняющего или смягчающего ответственность, хотя такая инициатива в специальных процессуальных нормах (ст.

399 УПК) не предусмотрена. Исходя из задачи обеспечивать государственную защиту прав и свобод, а также согласование регулирования, содержащегося в разных актах (в данном случае в , , Законе о прокуратуре), представляется целесообразным также закрепить и процессуальные формы для обеспечения функции государственной защиты прав и свобод в связи с обратной силой законов, устраняющих или смягчающих уголовную ответственность в отсутствие инициативы лиц, претерпевающих эту ответственность, если их положение улучшено новым законом.

Когда закон не имеет обратную силу?

Анонимный вопрос · 14 января 202015,2 KИнтересно2 · 120Юрист по гражданским делам, автор статей, блогер, руководитель контент-направления. · ПодписатьсяТо, что закон обратной силы не имеет, явлется общим правилом.

Специально его оговаривать в законе необязательно, оно действует по-умолчанию. В некоторых случаях придание закону обратной силы прямо запрещено. 5 · Хороший ответ3 · 6,2 KАльберт, Вы правы, потому что закон обратной силы не имеет даже, если в нём или в вводном законе не указано об этом.

Ответить22Комментировать ответ.Ещё 3 ответа · 3,4 K Юрист. Автор статей по юриспруденции. Консультации watsapp +79529030001 · ПодписатьсяЗакон не имеет обратную силу в гражданско правовых, налоговых, международных, трудовых отношениях подзаконных актах и иных актах содержащих нормы трудового права.

В статьях 4 ГК РФ, 5 НК РФ, 11 ТК РФ указанное общие правило.

По поводу международных отношений данное правило закреплено в международнем договоре.

Из данного правила есть исключение это.

Читать далее6 · Хороший ответ1 · 2,3 KКомментировать ответ.

· 959Аналитик, бухгалтер, увлекаюсь кулинарией, вязанием, цветами, домоводством.ПодписатьсяЗакон не имеет обратного действия после вступления его в силу (дня официального принятия). Это означает, что закон не будет применяться ко всем действиям до его вступления в силу.3 · Хороший ответ4 · 3,0 KКомментировать ответ.Вы знаете ответ на этот вопрос?Поделитесь своим опытом и знаниями скрыт()Читайте также · 1,1 KВсего понемногу.

Увлекаюсь Мексикой, теннисом и игрой на барабанах.Если вы знакомы с этим человеком лично и он ушел в места лишения свободы, когда у вас уже были отношения — стоит, конечно. Если же вы познакомились с заключенным во время его отсидки, то шансы на отношения малы.

Очень часто зэки оставляют у себя сразу несколько «ждулек» в арсенале, которые регулярно отправляют им деньги, передают товары, пишут ласковые слова любви — одним словом, обхаживают. Естественно, сложно догадаться о существовании какой-то другой подобной женщины.

Если уверены в своем избраннике — дождитесь.9 · Хороший ответ · 17,0 K · 22,8 Kпрограммист, предпринимательВсе законы, не отмененные явно, считаются действующими до тех пор, пока не будут отменены или изменены. Так, например, основные положения Хартии Вольностей действуют в Британии с 1215 года, а Билль о Правах — с 1689.6 · Хороший ответ · 438 · 137Студент юридического факультетаПрямое действие закона предполагает, что он оказывает непосредственное влияние на общественные отношения, регулируемые им.

Так же это значит, что граждане могут ссылаться на нормы такого закона в суде.

Примером закона, обладающего прямой силой может быть Конституция РФ.Прямое действие имеют законы, закрепляющие основные права и свободы человека. Поэтому, прямое действие подобных законов обусловлено их важностью и закреплением в них прав и свобод, защита которых является одной из важнейших задач законодательства.6 · Хороший ответ · 1,3 K · 205Эксперт по местному самоуправлению и активизму, главный редактор Независимых.На самом деле многие сопротивляются.
Поэтому, прямое действие подобных законов обусловлено их важностью и закреплением в них прав и свобод, защита которых является одной из важнейших задач законодательства.6 · Хороший ответ · 1,3 K · 205Эксперт по местному самоуправлению и активизму, главный редактор Независимых.На самом деле многие сопротивляются.

Сегодня благодаря Ведомостям и Левада-Центру стала известна статистика о поддержке обнуления сроков Путина. Если не вдаваться в подробности, то общество разделилось по этому вопросу почти пополам, а это главная среди всех прочих путинских поправок про язык, детей, память предков и прочее.

Есть две тактики поведения на общероссийском голосовании: проголосовать против и не участвовать в голосовании. За первую тактику топит кампанию #НЕТ.

они собирали подписи против поправок, хотели организовать несколько митингов, но эпидемия коронавируса смешала все карты.А другая тактика кажется странной, вредной и тупой на фоне призрачных шансов на что-то повлиять на этом голосовании. Но на деле этих шансов нет совсем. Поэтому мы призываем всех бойкотировать это фейковое голосование и участвовать в настойщих выборах.

Почему это правильная тактика, причем тут винегрет и что дальше делать, мы описали на сайте . Присоединяйтесь к нашей кампании!16 · Хороший ответ10 · 3,6 K · 2Энергия — это обусловленная свойством мира движением способность каждой части мира-объекта изменяться.Закон сохранения энергии.

Количество использованной энергии всего мира, каждой части мира-объекта в каждый момент или промежуток времени в абсолютных единицах времени сохраняется одинаковым-постоянным, равным этому моменту или промежутку времени, а в других-относительных единицах может быть разным, зависящем от объекта.4 · Хороший ответ1 · 3,4 K

Имеют ли законы в России обратную силу?

+2Mark Strekalov · 1 ноября 20201,6 KИнтересно2 · 49Студент Юридического Института Алтайского государственного университетаПодписатьсяОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — распространение закона со дня его вступления в силу на те случаи и обстоятельства, которые имели место до его вступления в силу. Принцип права «закон обратной силы не имеет» относится к числу неопровержимых положений (юридических аксиом) юридической теории и практики, сформировавшегося в ходе длительной эволюции права и воспринятого в качестве международно-правового стандарта всеми современными правовыми системами (ст. 54 Конституции РФ).По общему правилу, нормативный правовой акт не распространяется на отношения, возникающие до его вступления в силу.

Лишь в отдельных случаях под действие нормативных правовых актов подпадают отношения, возникшие до вступления их в силу.Распространение действия закона на общественные отношения, возникшие до его издания, является исключением из общего правила.На практике в России закон имеет обратную силу только в двух случаях:1) в силу прямого указания закона.

При этом обратное действие закона всегда специально оговаривается в этом законе либо в акте (постановлении) о введении его в действие (например, ст. 10 УК РФ). Согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона о введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его (ГК) в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений;2) если уголовный закон устраняет или смягчает наказание.
10 Федерального закона о введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его (ГК) в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений;2) если уголовный закон устраняет или смягчает наказание.

Юридическое содержание данного принципа сформулировано в ст. 54 Конституции РФ: а) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; б) никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Это означает следующее: если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Это конституционное положение нашло отражение в новейшем законодательстве.

В частности, ст. 10 УК РФ сформулированный принцип обратной силы уголовного закона означает, что закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, смягчающий наказание или иным улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е.

распространяется на деяния, совершенные до вступления такого закона в силу.При этом по действующему уголовному законодательству, законом, устраняющим преступность и наказуемость деяния, считается закон, объявляющий о декриминализации этого деяния, т.е. об исключении его их УК и соответственно об отмене уголовной ответственности и наказания за его совершение.

об исключении его их УК и соответственно об отмене уголовной ответственности и наказания за его совершение.

Законом, смягчающим наказание, является закон, по которому максимальный и (или) минимальный пределы того или иного вила наказания ниже, чем ранее действовавшего закона, либо закон, установивший альтернативную санкцию, позволяющую назначить более мягкое наказание.Положение об обратной силе нового, более мягкого или устраняющего преступность деяния уголовного закона распространяется также на лиц уже осужденных и отбывающих наказание по старому, более строгому закону. В этом случае, если новый закон устраняет преступность деяния, то производство по делу прекращается в любой стадии, в т.ч. и на стадии предварительного следствия.

Если новый закон смягчает наказание, то при определении наказания суд должен руководствоваться этим законом. (Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред.

д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.)Следовательно только существует два случая обратной силы Федерального Закона.Есть и обратный пример.УПК РФ Статья 4.

Действие уголовно-процессуального закона во времениПри производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим КодексомЧасто данное положение понимается в том смысле, что уголовно-процессуальный закон никогда не имеет обратной силы, т.е. не предполагает изменения путем применения норм нового закона правоотношений, а также их последствий, возникших в период действия закона прежнего; и новый закон обладает так называемым немедленным действием, когда он приводит к возникновению юридических последствий только в связи с теми фактами, которые возникли после его вступления в действие.

Однако необходимо признать, что формулировка статьи допускает и прямо противоположное буквальное толкование, не исключая производства заново процессуальных актов, совершенных по прежнему закону, но противоречащих требованиям нового закона, действующего в момент производства процессуальных действий или принятия решений.

При этом важно подчеркнуть, что подобная интерпретация данной темпоральной нормы применяется в судебной практике, в том числе Верховного Суда РФ.

Например, Определением Военной коллегии Верховного Суда РФ от 25.01.1994 из материалов уголовного дела по обвинению членов ГКЧП были исключены как недопустимые доказательства протоколы допросов подсудимых, произведенных в 1991 г.

По мнению суда, неучастие защитников в ходе допросов подозреваемых явилось нарушением их права на защиту, делающим юридически ничтожными протоколы полученных допросов .

Другими словами, новый закон, действовавший на момент принятия решения судом, иначе урегулировал вступление в уголовное дело защитника, и Военная коллегия придала этому закону обратную силу, признав ранее собранные без участия защитника доказательства недопустимыми.

Вместе с тем в другом своем решении Президиум Верховного Суда РФ, напротив, признал допустимым протокол осмотра места происшествия, в котором участвовали несовершеннолетние понятые, так как на момент производства осмотра действовала ст. 135 УПК РСФСР 1960 г., которая не содержала запрета участия таких лиц в качестве понятых Это решение можно интерпретировать в том смысле, что Верховный Суд РФ придал перспективную силу старому закону, применявшемуся в момент проведения следственного действия.Следовательно УПК РФ обратной силы не имеет.2 · Хороший ответ · 808Комментировать ответ.Вы знаете ответ на этот вопрос?Поделитесь своим опытом и знаниямиЧитайте также · 49Власть живет для себя и ради себя !

Все последее что есть у народа пытаются изять всеми правдами и не правдами в виде налогов , штрафов повышение тарифов , закручивают гайки по самое не балуй . Вся Россия уже в Москве работает потому что нет работы у себя в регионе !54 · Хороший ответ5 · 4,4 K · 79ОтвечаетУК РФ Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

  • Незаконные приобритение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.14 · Хороший ответ1 · 19,6 K · 1,2 Kэксперт темы я тупойВ общем, обратная сила закона — это действие закона (или любой нормы права) в отношении того, что было ДО вступления этого закону в силу.

Закон обратной силы не имеет, в случае установления ранее не существовавшей ответственности или ужесточения ответственности. Например, если Вы ДО 2013 г. оскорбляли верующих, сейчас к вам не могут применить наказание по этой статье, т.к. она ещё не действовала. Закон обратную силу имеет, если он устраняет или смягчает ответственность за ранее совершённое преступление.

Например, если сейчас отменят статью про чувства верующих, то все, кто за неё сидят, выйдут на свободу, несмотря на то, сколько они отсидели от назначенного срока.3 · Хороший ответ · 272 · 82Как это не покажется кому-то странным, но вероятность вступления России в войну, хотя и не завтра, а через пару лет, достаточно высока.

И это будет гражданская война.89 · Хороший ответ50 · 19,4 K · 90Самый главный вопрос,это вопрос о центробанке он должен работать на благо России а не ФРС США.ВОТ ГДЕ САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КОРЕНЬ ЗЛА.Всё остальное мышинная возня.98 · Хороший ответ7 · 16,4 K

Как в статье 54 Конституции РФ регулируется действие закона?

Статья 54 Конституции РФ гласит: «1.

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Определите, как в статье регулируется действие закона во времени. 05 Января 2017, 20:10, вопрос №1491619 Фёдор, г.

05 Января 2017, 20:10, вопрос №1491619 Фёдор, г.

Москва

    ,

Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 2782 ответа 707 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Краснодар Бесплатная оценка вашей ситуации Доброго времени суток!

По общему правилу закон обратной силы не имеет (не применяется к отношениям, возникшим до его вступления в силу).

Согласно статье 54 Конституции РФ не имеют обратной силы законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, а согласно статье 57 — устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.

Обратная сила закона (применение к отношениям, возникших до его вступления в силу), возможно лишь в порядке исключения, в случаях, установленных законом (в соответствии со статьёй 54 Конституции РФ закон, устраняющий или смягчающий ответственность за правонарушение имеет обратную силу).

По общему правилу в закон вносятся изменения, его действие приостанавливается, он признаётся утратившим силу (отменяется) законом того же вида. Действие закона или отдельных его положений может быть приостановлено законом.

Закон (как и отдельные его положения) утрачивает силу (прекращает действие) по истечении установленного срока его действия, в связи с официальной отменой, а также в связи с изданием нового закона, заменяющего прежний (косвенная отмена), а также в связи с судебной отменой (законы, признанные неконституционными, утрачивают силу). В некоторых случаях возможно применение закона, утратившего силу, к отношениям, возникшим во время его действия (переживание закона).

С уважением, Шафранова Снежана.

Не забывайте, корректность ответа зависит от полноты и точности вашего вопроса.

05 Января 2017, 23:20 0 0 14512 ответов 5979 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Мурашко Владимир Юрист, г. Краснодар Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 14512ответов
  2. 5979отзывов

Здравствуйте, Фёдор! Что для Вас конкретно непонятно в этой статье Конституции, которая, на мой взгляд, не требует разъяснений?

Она изложена четко, определенно и без какого-либо разночтения.

Если Вы имеете в виду ч. 2, то понимать его очень просто. Например, спекуляция. До июня 1996 года (до принятия УК РФ) это считалось преступлением и каралось по ст.

154 УК РСФСР. После же это действие стало именоваться бизнесом и его представители поощряются государством. Теперь каждый может заниматься спекуляцией и называть себя бизнесменом.

Или непонятна часть 1 Конституции?

Например: ст. 264.1. УК РФ — нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию. До декабря 2014 года это не являлось преступлением. Позже, установив факт совершения такого деяния, скажем, в ноябре 2014 г., привлекать человека к уголовной ответственности нельзя.

Это относится и к санкциям многих статей УК и КоАП РФ, когда санкция усилена после совершения деяния, наказывать можно только согласно предыдущей санкции.

06 Января 2017, 00:11 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 10 Января 2020, 13:04, вопрос №2641353 06 Февраля 2014, 13:18, вопрос №362628 27 Января 2017, 16:16, вопрос №1515564 07 Марта 2013, 10:19, вопрос №51280 02 Февраля 2016, 18:21, вопрос №1126151 Смотрите также

Обратная сила закона

Самостоятельно разобраться в нюансах данного вопроса Вам поможет следующая статья: имеет большое значение для правильного применения законодательства. Обострение вопроса об обратном действии закона и его пределах в немалой степени предопределено чрезвычайной изменчивостью законодательства. Достаточно распространенной является проблема временного разрыва между обращением за осуществлением своего права в орган государственной власти или местного самоуправления и принятием соответствующего правоприменительного акта.

Период этот может продлеваться в случае принятия органом акта, незаконность которого установлена позже и он отменен судом. Суд выносит решение об устранении допущенного нарушения, но само законодательство, подлежащее применению, за это время изменилось.

Неопределенность в вопросе о применимом в данном случае законодательстве может препятствовать осуществлению гражданами их прав и защите их интересов.

Таким образом, вопрос об обратном действии закона и пределах его применения не разработан в необходимой степени и актуализируется в современных условиях изменчивого законодательства и бюрократического правоприменения. 1. Закон может приобрести обратную силу только при прямом указании закона.

Гражданский кодекс РФ не имеет обратной силы, о чем прямо указано в п. 1 ст. 4 ГК РФ, в соответствии с которым акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом.

Если специальный закон не содержит отличных норм, то следует использовать режим, сформированный кодексами для отношений определенного вида. 2. Для правильного решения вопроса о применимом законодательстве в отечественной правовой системе большое значение имеет содержание закона: улучшает или ухудшает он положение гражданина, создает ли он права и обязанности или прекращает их.

Именно в зависимости от содержания норм устанавливаются темпоральные правила Конституцией РФ.

Дискуссионным является вопрос о том, является ли применение закона, прекратившего право гражданина на получение определенного блага (правомочия), ухудшением его положения. В соответствии со ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы.

Так, ст. 54 Конституции РФ установлено, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Содержание указанных статей многократно истолковано и применено Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

Так, Президиум Верховного Суда РФ, разрешая дела, исходит из конституционного принципа, что законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют (ст.

54, 55, 57 Конституции Российской Федерации), что зафиксировано в том числе в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 18 сентября 2002 г. N 249пв01. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.

1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также — в случае необходимости — предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Таким образом, конституционная доктрина со ссылкой на ст.

54 — 57 Конституции РФ идет по пути признания умаления прав граждан издание закона, уменьшающего объем их прав. Именно из этого исходит положение о запрете применять законы, прекращающие правомочие, к отношениям, которые возникли до введения в действе нового закона. Действительно, если у гражданина в ранее действовавших нормах присутствовало какое-либо правомочие, то прекращение этого права сокращает его правоспособность на соответствующий период времени.

3. Большой практической значимостью обладает вопрос о том, можно ли применять закон к юридическим фактам, возникшим до его введения в действие. Казалось бы, ответ на указанный вопрос однозначный — нет.

Тем не менее, важен следующий нюанс: в процессе рассмотрения заявления гражданина юридическим фактом, по которому устанавливается законодательство, будет: а) дата обращения с заявлением; б) дата начала рассмотрения вопроса или в) дата принятия правоприменительного акта? Решение этой временной проблемы имеет большое значение. В юридической науке исследован вопрос о длящихся правоотношениях, которые переживают изменение законодательства.

Решение вопроса о применении к таким отношениям более позднего закона напрямую зависит от того, был ли принят по ним правоприменительный акт.

Если правоприменительный акт был принят, то недопустимо в дальнейшем применение к тем же отношениям более позднего закона. Это будет фактически означать пересмотр принятого правоприменительного акта.

Обратим в этой связи внимание на то обстоятельство, что даже признание акта неконституционным не ведет к пересмотру актов и отношений, которые произошли к моменту вынесения решения и вступления его в силу, что следует из ст.

79 и 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Решение Конституционного Суда Российской Федерации является материально-правовым основанием для пересмотра ранее принятых судебных решений лишь в отношении тех лиц, которые выступали заявителями в деле, рассматривавшемся Конституционным Судом Российской Федерации.

В отношении иных лиц, в делах которых были применены нормативные положения, признанные неконституционными либо получившие конституционно-правовое истолкование, отличное от имевшего место в правоприменительной практике, решение Конституционного Суда Российской Федерации влечет по обращениям управомоченных лиц пересмотр (изменение или отмену) в установленных процессуальным законом порядке и пределах основанного на таких нормативных положениях правоприменительного решения, не вступившего в законную силу либо вступившего в законную силу, но не исполненного или исполненного частично.

Таким образом, возможности применения обратного действия судебного акта также ограничены в зависимости от того, состоялось ли правоприменение и было ли окончено его исполнение. Даже если действовал и применялся неконституционный закон, но его применение к моменту вынесения решения суда о его неконституционности окончено, это не дает возможности применить справедливую конституционную норму, так как это будет приданием закону обратной силы.

С учетом сказанного полагаем, что обращение гражданина за осуществлением своего права является фактом, определяющим законодательство, подлежащее применению. Именно по этой дате осуществляется установление действующего законодательства. Данная позиция подтверждается юридической наукой и судебной практикой.

Имеется , полностью соответствующая установленной юридической доктрине. Так, например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа по арбитражному спору N КГ-А41/10590-04 от 23 ноября 2004 г.

исследовались обстоятельства, связанные с подачей на государственную регистрацию заявления, до рассмотрения которого регистрирующим органом произошло изменение законодательства. Судом указано, что изменения к Федеральному закону

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

, требующие подачи заявления о госрегистрации договора обеими его сторонами, вступили в силу уже после обращения Фонда «Прогимназия «Радуга» в МОРП.

С учетом высказанной правовой позиции суд указал на правомерность регистрации поданной заявки по законодательству, действовавшему на момент его подачи, несмотря на то что на момент рассмотрения заявки действовал другой закон.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа по делу N КА-А40/13302-05 от 20 апреля 2006 г. содержит правовую позицию, связанную с действием законодательства по заявкам, поданным в ФГУ «Палата по патентным спорам».

Суд установил, что поскольку заявка N 2000727084 была подана 26.10.2000, то есть до даты вступления в силу ФЗ от 11.12.2002 N 166-ФЗ, то при оценке охраноспособности заявленного обозначения (ст.

6, 7 Закона) должны были применяться положения Закона в старой редакции. Таким образом, судом сделан вывод о том, что подлежит применению законодательство, действовавшее на момент подачи заявки. Имеются о применении укороченного срока исковой давности по недействительным сделкам.

Срок с 10 лет до 3 был сокращен Федеральным законом от 21.07.2005 N 109-ФЗ, вступившим в силу с момента его опубликования (26.07.2005). Судами рассмотрены дела, в которых дан анализ действия законодательства во времени.

Так, при рассмотрении дела было установлено, что согласно отметке канцелярии Арбитражного суда города Москвы ОАО «Марийский машиностроительный завод» обратилось в суд с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки 17.03.2005.

Суд первой инстанции рассмотрел дело и вынес решение 22.12.2005, применив Закон от 21.07.2005. Последующие инстанции до Высшего Арбитражного Суда РФ сохранили действие первоначального решения.

ВАС РФ установил, что истец обратился с заявлением в суд 17.03.2005, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 N 109-ФЗ, и сделал вывод, что установленный на тот момент десятилетний срок исковой давности истцом пропущен не был.

По мнению ВАС РФ, оспариваемые в данном деле судебные акты нарушили единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 АПК РФ является основанием для их отмены. Вынося решение об их отмене, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации использовал ст. 303, п. 2 ч. 1 ст. 305, ст. 306 АПК РФ.

Из приведенного примера очевидно, что в системе арбитражных судов сложилось и поддерживается следующее правило действия законодательства во времени: обращение с заявлением определяет применимое к данному делу законодательство. Конституционный Суд РФ сформулировал следующее темпоральное правило: «Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.

При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19, ч. 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод».

Верховный Суд РФ, рассматривая применение изменений в законодательстве о ссуде военнослужащих, сделал ряд выводов относительно действия гражданского законодательства во времени. Суждения были основаны на п. 1 ст.

4 ГК РФ. Оценивая специальное законодательство, Верховный Суд РФ указал, что

«положения пункта 7 статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «

О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) вступили в силу с 1 января 2005 года, а поэтому действие этих положений распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2005 года, и не применяется к отношениям, возникшим до указанной даты, поскольку это данным Законом прямо не предусмотрено. Поэтому после 1 января 2005 года к правоотношениям, возникшим до этой даты между командованием и военнослужащим, связанным с выдачей последнему беспроцентной ссуды на обзаведение имуществом первой необходимости на срок до трех лет, должно применяться законодательство, действовавшее на момент получения ссуды». Мытищинским городским судом вынесено решение от 24 сентября 2007 г.

по делу N 2-1643/07, в соответствии с которым решение действующей комиссии по размещению объектов на территории Мытищинского муниципального района при Администрации Мытищинского муниципального района признано незаконным и нарушающим права и законные интересы граждан. Соответственно, выполняя данное решение, должностное лицо — глава Администрации — обязано устранить допущенные нарушения. Поскольку граждане обратились к нему с заявлением в ноябре 2006 г., то, рассматривая его, он должен руководствоваться законодательством на дату подачи заявления.

Позднее, в июле 2007 г., произошли изменения законодательства. Тем не менее в какой бы день должностное лицо ни исполнило решение суда, оно должно действовать законно: руководствоваться законом, действовавшим в момент обращения граждан.

Именно в то время (22 ноября 2006 г.) были нарушены права граждан, а суд обязал устранить допущенные нарушения. Имеются и другие дела по другим предметам, но содержание их объединяет то, что поданные ранее заявления рассматриваются по законодательству, действовавшему на момент их подачи в управомоченный (регистрирующий) орган. Руководствуясь действующим законом, субъекты права осуществляют разнообразные действия: обращаются с заявлениями в органы государственной власти и местного самоуправления, исполняют обязательства, используют правомочия.

Каждое отдельно взятое деяние происходит в какой-либо момент времени, и именно тот момент определяет законодательство, подлежащее применению для оценки правомерности (противоправности, правоспособности) гражданина. Возникающие затем правоотношения, основанные на долженствовании другой стороны, являются производными от первоначальных. Соответственно в таких длящихся правоотношениях применяется законодательство, определенное на момент возникновения правоотношения.

Действительно, гражданин обратился за предоставлением земельного участка, который ему был выделен, но окончательное оформление не было завершено, и на стадии оформления межевого дела принято законодательство, запрещающие такого рода сделки. Регистрирующий орган, выдавая при таких обстоятельствах свидетельство о праве , руководствуется не действующим законом, а законом, действовавшим на момент возникновения у гражданина права на государственную регистрацию. Факт обращения гражданина в орган государственной власти или местного самоуправления является правообразующим фактом, то есть в соответствии с ним между органом местного самоуправления и гражданином возникли публичные правоотношения.

В соответствии с характером этих отношений орган должен вынести решение по законодательству, действующему в соответствующий правообразующий момент. Применение законодательства, которое в будущем изменилось, к данном факту недопустимо.

Статья 54 Конституции России

Текст Ст.

54 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год: 1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. 1. Положения комментируемой статьи основаны на общепризнанных принципах справедливости и гуманизма, сформулированы в соответствии со ст.

11 Всеобщей декларации прав человека и ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Эти нормы служат важным средством обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, являясь неотъемлемым составным элементом правового статуса личности в Российской Федерации.

Возведение правовых норм о действии закона во времени в разряд конституционных (обладающих наивысшей силой) свидетельствует об их высокой значимости и ценности; они носят теперь всеобщий характер, распространяясь на все законы, устанавливающие юридическую ответственность граждан за правонарушения. Итак, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, подлежит применению лишь к тем правонарушениям, которые совершены после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.

Аналогичные указания содержатся в Уголовном кодексе РФ и Кодексе об административных правонарушениях РФ. Например, согласно , закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Следовательно, лицо, совершившее деяние в то время, когда оно считалось правонарушением, не подлежит ответственности, а лицо, совершившее правонарушение, наказуемое по новому закону более строго, может быть привлечено к ответственности только по действовавшему в то время более мягкому закону. Издание законов, устанавливающих или отягчающих ответственность, может быть вызвано необходимостью совершенствования мер охраны и защиты прав, свобод и законных интересов других граждан, усиления борьбы с правонарушениями и укрепления правопорядка. Разумеется, государство вправе принимать такие меры, но это не должно вести к ухудшению положения лица, совершившего деяние до издания более строгого закона.

Гражданин может и должен знать и соблюдать требования действующего закона.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Данный конституционный принцип подчеркивает гуманность законодательства и стремление самого законодателя следовать принципу справедливости, а также полностью соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 11) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 15). Приведем несколько примеров из отраслевого законодательства, в котором нашла свое продолжение комментируемая конституционная норма.

В гражданском законодательстве: если после заключения договора принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров ().

В налоговом законодательстве: акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В законодательстве об административных правонарушениях: закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е.

распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (). Навигация по записям

Статья 54.

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет

  1. проверено 25.03.2020
  2. с изменениями от 21.07.2014
  3. вступил в силу 25.12.1993
    • проверено 25.03.2020
    • с изменениями от 21.07.2014
    • вступил в силу 25.12.1993

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Вы также можете получить комментарии к статье. Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

от 11 мая 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор от 10 мая 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор от 25 апреля 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам, надзор от 25 апреля 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам, надзор от 25 апреля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор от 18 апреля 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам, надзор от 12 апреля 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам, надзор от 12 апреля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор от 11 апреля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор от 11 апреля 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам, надзор от 11 апреля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор от 1 апреля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор от 1 апреля 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам, надзор от 1 апреля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор от 1 апреля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор от 25 марта 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам, надзор от 21 марта 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор от 17 марта 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор от 14 марта 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам, надзор от 9 марта 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор от 9 марта 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам, надзор от 4 марта 2016 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 1 марта 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор от 1 марта 2016 г.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

One thought on “Обратная сила закона конституция рф

  1. Думай сама. Что главнее — Федеральный закон или Конституция?
    Что главнее — Федеральный закон или закон Республики Башкортостан?
    Конвенция о правах ребенка — международный правовой акт или российский правовой акт?
    Приказ Минобрнауки главнее закона или нет?
    И так расставь по рангу эти НПА.

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+