Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Методы профилактики правонарушений

Методы профилактики правонарушений

Основные методы предупреждения правонарушений подростков в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

психология УДК 370.153 А.В. Гусева* ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В статье рассмотрены основные методы работы педагога с подростками девиантного поведения, направленные на предупреждение совершения ими правонарушений, представлены методы преодоления выраженной девиации в подростковом возрасте, раскрыта необходимость эффективной предупредительной деятельности педагога в общеобразовательной школе. Ключевые слова: подростковый возраст, методы педагогической деятельности, преступность несовершеннолетних, предупреждение правонарушений подростков, формирование личности, позитивная социализация.

Наиболее негативной тенденцией в развитии российского общества является нарастающая криминализация отношений в молодежной среде. Современными формами адаптации несовершеннолетних к окружающей действительности все чаще становятся наркомания, алкоголизация, агрессивное и противоправное поведение, психические расстройства, вступление в различные псевдорелигиозные секты. Ставшие нарицательными такие выражения, как «трудный» подросток, «дети и подростки группы риска», учащиеся с «неправильной» судьбой, «трудновоспитуемый» уже никого не удивляют, а лишь подчеркивают бессилие современного государства, его социальных институтов при формировании личности подростка.

В связи с этим особую значимость приобретает деятельность общегосударственной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждения их противоправного поведения.

Среди субъектов, выполняющих предупредительные функции в ряду более широких социальных задач, особо следует выделить образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс и реализующие в связи с обучением и воспитанием функцию предупреждения и профилактики правонарушающего поведения детей и подростков. * © Гусева А.В., 2011 Гусева Анна Васильевна кафедра социальной психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, 443099, Российская Федерация, г.

Самара, ул. М. Горького, 65/67.

В настоящее время в комплексе проблем воспитания подрастающего поколения имеется ряд вопросов, которые находятся в центре внимания педагогической практики.

Особенно остро сегодня ощущается потребность в глубоком психолого-педагоги-ческом анализе трудновоспитуемости, содержания структуры и динамики отклоняющегося поведения учащихся, в частичном перевоспитаниии отдельных молодых людей, чья личность уже начала приобретать криминальные черты, а именно криминально окрашенные интересы, стремления, убеждения.

Неоспоримой сложностью в предотвращении данного социального явления, именуемого преступность несовершеннолетних, является возрастная категория, обусловливающая это явление. Именно в подростковом возрасте наиболее ярко наблюдаются проявления девиантного поведения — негативизма, немотивированного упрямства, ярко выраженного непослушания, недостаточно развитого умения контролировать свое поведение, демонстративной агрессивности и конфликтности, бравады отрицательными качествами, курением, употреблением спиртных напитков, наркотиков.

Данный период обычно характеризуется как один из самых трудных детских возрастов, когда личность находится в стадии формирования ее важнейших черт и качеств, когда происходит своеобразный переход от детства к взрослости, пронизывающий все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. В своей совокупности эти состояния образуют сложные психологические комплексы, проявляющиеся в поведении, внешних и внутренних реакциях: тревожности, психических расстройствах, агрессии, являющейся источником отклонений. Высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил сочетается с низким самоконтролем и нервно-психической неустойчивостью, ведущих к дисгармоничному развитию[1, с.

10]. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, пытается подражать выбранному идеалу, зачастую далекому от совершенства. Происходит временное психологическое отдаление несовершеннолетнего от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Главенствующую роль института социализации в этот период начинают играть неформальные объединения, которые являются в основном группами риска.

Общение в них, как правило, поверхностно, малосодержательно, ситуативно и нередко имеет асоциальную направленность. Круг активной социальной жизни подростков ограничивается проблемами и интересами компании, в которой можно встретить лиц ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Новый член такого микроколлектива почти обречен на прохождение обязательной программы, начинающейся с хулиганских действий, а заканчивающейся нередко и серьезными правонарушениями [2, с. 31]. Таким образом, психологические переживания несовершеннолетних, в силу их эмоциональной и интеллектуальной незрелости, сопровождающиеся непониманием окружающими — семьей, школой, сублимируются в антисоциальные, криминальные формы поведения, которые ведут к конфликту с законом.

Важным моментом в понимании и предотвращении отклоняющегося поведения подростка является определение причин неадекватности его реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивости в действиях и поступках, которые подталкивают подростка к нарушению общепринятых правил и совершению противоправных деяний, а также грамотный, основанный на четко выработанных педагогических методах работы, подход по преодолению и предупреждению девиации. Решающая роль в определении направленности поведения подростков отводится семье, первому и важнейшему институту социализации, где закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются ми- ровоззрение, ценностные ориентации, жизненные идеалы. Социально-психологический климат в семье, психолого-педагогическая культура родителей, нравственная направленность семьи как социального института являются определяющим в воспитании ребенка.

Важно осознавать, что любовь, ласка, доверие, доброжелательность, уважение друг к другу, правам и обязанностям членов семьи являются необходимыми условиями для формирования полноценного члена общества, его позитивной социализации. Недостатки же семейного воспитания, такие как отсутствие должного контроля за поведением детей, аморальный образ жизни родителей, неполная семья, педагогическая несостоятельность родителей препятствуют развитию способности ребенка к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях, подрывают уверенность в себе, тем самым создавая благодатную почву для девиации.
Недостатки же семейного воспитания, такие как отсутствие должного контроля за поведением детей, аморальный образ жизни родителей, неполная семья, педагогическая несостоятельность родителей препятствуют развитию способности ребенка к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях, подрывают уверенность в себе, тем самым создавая благодатную почву для девиации.

К сожалению, в настоящее время большинство семей не могут в полной мере выполнять свою социализирующую роль, в силу обстоятельств, независящих от них.

В условиях нестабильной экономической ситуации, время уделяемое родителями на воспитание и развитие своих детей резко сократилось. Завышенная плата за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение танцам, профессиональному спорту, музыке и т. д.) оказывается не по силам многим семьям, в результате большинство подростков испытывают избыток свободного времени, которое является катализатором к бесцельному времяпровождению, употреблению спиртных напитков, наркотиков, к асоциальному поведению и как следствие, к совершению противоправных деяний.

В связи с этим все большее значение отводится общеобразовательной школе — единственно возможной сфере, где не только обеспечивается учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками, возможны реализация творческих способностей подростков, раскрытие их талантов, дарования, происходит процесс освоения общественных норм и ценностей, осуществляется целенаправленное воспитание. Именно в школе осуществляется коррекция девиантного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико-социальном, педагогическом, социально-психологическом), которая должна на ранней стадии выявлять причины отклоняющегося поведения и использовать весь комплекс мер по предупреждению противоправных деяний учащихся.

Школа участвует также в исправлении ошибок семейного воспитания, приостановлении процесса деморализации личности подростка, в профессиональной ориентации и дальнейшей позитивной социализации. Правомерно утверждать, что ключевой фигурой в образовательном процессе и коррекционно-педагогической деятельности является педагог. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс с обучающимися, требующими особого педагогического внимания.

Педагог устанавливает связи, налаживает контакт между обучающимися и их родителями, подбирает и применяет конкретные методы и приемы в целях предупреждения и преодоления недостатков в развитии и поведении детей и подростков [3, с. 8]. Многие выдающиеся педагоги и психологи ( В.И. Андреев, Р.С. Буре, В.В. Давыдов, Л.В.

Занков, З.И. Васильева, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и др.) неизменно подчеркивали определяющую роль личности учителя в обучении и воспитании.

Посредством грамотной педагогической деятельности оказывается комплексная, социально-педагогическая помощь в нейтрализации негативных воздействий окружения на несовершеннолетнего, профилактике и коррекции отклоняющихся форм поведения, в формировании позитивного образа подростка.

Главной задачей индивидуализированной педагогической помощи трудным подросткам с учетом акцентуаций их характера являются создание условий и выработка адекватных средств и методов работы, способствующих формированию благоприятных характерообразующих отношений, позитивно влияющих на развитие эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности, предупреждающих возникновение стрессовых ситуаций, приводящих к дезадаптации и асоциальному поведению. В теории и на практике существуют различные подходы к определению методов педагогической деятельности при работе с подростками девиантного поведения [3—5]. Нельзя не согласиться с мнением ряда исследователей, которые считают, что основная задача педагогических методов преодоления девиации —

«помочь ребенку в его развитии и вся гуманистическая и педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных сфер ребенка»

[3, с.

95]. Основные методы работы с подростками девиантного поведения представлены в таблице. Таблица Основные методы работы с подростками девиантного поведения iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Методы работы с подростками девиантного поведения Воздействие на подростка 1. Убеждение Убеждение предполагает разумное доказательство подростку нравственной позиции, оценки происходящего посредством формирования у него знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения.

Происходит воздействие на интеллектуальную сферу. Несовершеннолетние становятся более самостоятельными в принятии решений 2.

Воспитывающие ситуации Модификацией данного метода является соревнование, которое способствует формированию качеств конкурентоспособной личности и предполагает развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя как неповторимую индивидуальность 3. Требования и упражнения Данный метод предполагает воздействие на волевую сферу подростка: развитие инициативы, уверенности в себе, умения преодолевать трудности.

Учащиеся становятся более смелыми, мужественными, принципиальными в отстаивании своих интересов 4.

Стимулирование Метод стимулирования оказывает воздействие на мотивационную сферу и характеризуется формированием у подростков осознанных побуждений их жизнедеятельности (поощрение и наказание).

Несовершеннолетние начинают более бережно относиться к человеку, общественным интересам 5. Внушение Методом внушения оказывается влияние на эмоциональную сферу.

Внушение предполагает формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями. У учащихся появляются в более выраженных формах жалость, сочувствие, доверие, отзывчивость к окружающим 6.

Самокоррекция Воздействуя на сферу саморегуляции, данный метод направлен на формирование у подростков навыков психических и физических саморегуляций, навыков осознания жизненных ситуаций, своего поведения и состояния других людей.

В качестве модификации можно рассматривать пример. У подростка появляются такие качества, как самоконтроль, самокритичность, совестливость и т. д. 7. Самовоспитание Действует на экзистенциональную сферу на основе принципа справедливости.

Соответствующий метод означает процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Тем самым формируется стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и окружающим В целом все обозначенные методы выполняют организующую, связующую и координирующую функции педагогической деятельности направленные на устранение девиации и развитие позитивизма в личности ребенка. В современной педагогике выделяют также ряд методов преодоления девиантности, выполняющих координационную функцию, обеспечивающую активное влияние социальных воздействий на все связи и отношения подростка с окружающим миром, а также помогающих скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, нацеленных на исправление выраженного отклоняющегося поведения 1.

Метод «реконструкции», «метод взрыва» характера (разрушения отрицательного типа характера. Метод реконструкции характера включает следующие приемы педагогической деятельности: выявление положительных качеств воспитанника, на которые педагог может опираться, осуществляя коррекционную работу; прогнозирование положительного развития личности на основании выявленных позитивных тенденций его поведения; восстановление положительных качеств или видоизменение отрицательных; восстановление здорового образа жизни, при котором нездоровые привычки становятся неприемлемыми.

Метод реконструкции характера включает следующие приемы педагогической деятельности: выявление положительных качеств воспитанника, на которые педагог может опираться, осуществляя коррекционную работу; прогнозирование положительного развития личности на основании выявленных позитивных тенденций его поведения; восстановление положительных качеств или видоизменение отрицательных; восстановление здорового образа жизни, при котором нездоровые привычки становятся неприемлемыми.

2. Метод перестройки мотивационной сферы и самосознания (объективное переосмысление своих достоинств и недостатков; переориентация самосознания; переубеждение; прогнозирование последствий отрицательного поведения). 3. Метод перестройки жизненного опыта (предписание; ограничения; переучивание; переключение; регламентация образа жизни).

4. Метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения (поощрения и наказания; соревнование; положительные перспективы) [4, с. 78]. Весь перечень представленных методов образует ценностно-ориентирующий блок по предупреждению девиации в педагогической практике.

Важно понимать, что только во взаимосвязи данные методы способны оказать необходимое влияние на подростков, склонных к асоциальному поведению.

Эффективное и грамотное использование методов преодоления девиации является важнейшим механизмом предупреждения подростковой преступности.

Библиографический список 1. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В.

Подростки XXI века. Пси-холого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8—11 классы. М.: ВАКО, 2007. 256 с. 2. Рудакова И.А. Девиантное поведение. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

156 с. 3. Николаева Н.В. Функции педагогов по профилактике девиаций у подростков в образовательном процессе // Среднее и профессиональное образование. 2010. № 9. С. 8-10. 4. Протасова И.

Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения // Социальная педагогика. 2008. № 3. С. 70-79. 5. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю.

Девиантное поведение личности и группы. СПб.: Питер. 2010. 352 с. A.V. Guseva* THE BASIC METHODS OF PREVENTION OF WRONGDOING BY TEENAGERS IN THE COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOL In the article the basic methods of work of a teacher with the teenagers of the deviant behaviour aimed at crime prevention are viewed, the methods of overcoming of the expressed deviation in the juvenile age are presented, the necessity of effective preventive activity of a teacher in the comprehensive secondary school is revealed.

Guseva* THE BASIC METHODS OF PREVENTION OF WRONGDOING BY TEENAGERS IN THE COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOL In the article the basic methods of work of a teacher with the teenagers of the deviant behaviour aimed at crime prevention are viewed, the methods of overcoming of the expressed deviation in the juvenile age are presented, the necessity of effective preventive activity of a teacher in the comprehensive secondary school is revealed. Key words: juvenile age, methods of pedagogical activity, juvenile crime, crime prevention, personality formation, positive socialization. * Guseva Anna Vasilievna the Dept.

of Social Psychology, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara, 443099, Russian Federation.

Понятие и виды профилактики правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

ГЕРБЕКОВ И.И., Судебная коллегия по уголовным делам; Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики, 369000, г. Черкесск, ул. Маджира Гаджиева, 4 GERBEKOV I.I., The Judicial Board on Criminal Cases; The Supreme Court of the Karachay-Cherkess Republic, Magir Gadzhiev St.

4, Cherkessk, 369000, Russian Federation ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Аннотация.

Статья посвящена исследованию понятия и классификации профилактики правонарушений. Анализируется соотношение понятия «профилактика правонарушений» с иными, смежными с ним по смыслу понятиями, такими как «борьба с правонарушениями», «предотвращение правонарушений», «предупреждение правонарушений». Выделяя общую и индивидуальную профилактику, автор подчеркивает, что, несмотря на диалектическое единство исследуемых разновидностей профилактики правонарушений, приоритетную роль играет общая профилактика.

Особое внимание уделено виктимологической профилактике правонарушений, ее специфическим чертам.

В статье приводятся классификации профилактики правонарушений и по иным признакам: область регулирования общественных отношений; объекты воздействия; субъекты, применяющие меры профилактического воздействия; виды неправомерного поведения; функции профилактики; этапы применения мер профилактического воздействия; цели, играющие определяющую роль при выборе средств воздействия; длительность профилактических мероприятий и ожидаемые результаты; определенность причин и условий совершения правонарушений, конкретизация круга лиц, на которых необходимо воздействовать; методы реализации профилактических мер воздействия; направления профилактики противоправных деяний и др.

В статье приводятся классификации профилактики правонарушений и по иным признакам: область регулирования общественных отношений; объекты воздействия; субъекты, применяющие меры профилактического воздействия; виды неправомерного поведения; функции профилактики; этапы применения мер профилактического воздействия; цели, играющие определяющую роль при выборе средств воздействия; длительность профилактических мероприятий и ожидаемые результаты; определенность причин и условий совершения правонарушений, конкретизация круга лиц, на которых необходимо воздействовать; методы реализации профилактических мер воздействия; направления профилактики противоправных деяний и др. Ключевые слова: профилактика; правонарушение; меры профилактики; общая профилактика правонарушений; специальная профилактика правонарушений; индивидуальная профилактика правонарушений; виктимологическая профилактика.

THE CONCEPT AND TYPES OF THE PREVENTION OF OFFENCES Annotation. The article is devoted to the study of the concept and classification of the prevention of offences. The correlation of the concept «prevention of offences» with other related terms, such as «fighting offences», «crime prevention», «preventing offences» is analyzed.

While singling out the general and individual prevention, the author emphasizes that, despite the dialectical unity of the researched varieties of the prevention of offences, the priority role is played by the general prevention. Special attention is paid to the victimological prevention of offences and its specific features.

Besides, the article presents the classification of the prevention of offences according to other characteristics: the area of regulation of public relations; the objects of influence; the subjects applying preventive measures; the types of misconduct; the functions of prevention; the stages of application of preventive measures; the goals playing a decisive role in choosing the means of influence; the duration of preventive measures and expected results; identifying the causes and conditions of the offences commission, specification of the persons being subjects to influence; the methods of implementing the preventive measures; the directions of prevention of unlawful acts, etc. Keywords: prevention; offence; preventive measures; general prevention of offences; special prevention of offences; individual prevention of offences; victimological prevention. Одной из острых и важных проблем, к разрешению которой стремятся все страны мира, выступает профилактика правонарушений.

Об эффективности и необходимости профилактики правонарушений говорили и писали с древних времен. Основу формирования системы профилактики правонарушений заложили Платон и Аристотель, отдававшие приоритет предупреждению преступности перед карательной политикой государства. В эпоху теологического мировоззрения преступления расценивались как проявления «злого духа», «проделки дьявола», «нечистой силы» и т.д., что отразилось на способах выявления и доказывания неправомерных деяний, отличавшихся особой жестокостью.

В Новое время о предпочтении профилактики преступлений пишет Ш.

Монтескье в «Духе законов»: «Хороший законодатель не столько заботится о наказании за преступление, сколько о предупреждении преступлений: он постарается не столько карать, сколько улучшать нравы» [1, с.

201]. Проблема профилактики правонарушений находит свое интенсивное развитие у философов-просветителей. Так, по мнению А.Н. Радищева, совершение преступлений есть не что иное, как реакция народа на весьма тяжелые условия своего существования. Он, как и названные выше философы древности, полагал, что лучше предупредить преступления, нежели оные наказывать.
Он, как и названные выше философы древности, полагал, что лучше предупредить преступления, нежели оные наказывать. Вслед за ним А.И. Герцен пишет, что преступления вызваны условиями жизни людей, в первую очередь, их экономическим положением, разделением общества на богатых и бедных.

А следовательно, ни одно наказание, каким бы суровым оно ни было, не может сдержать девиантность поведения [2, с. 30-35]. Подобные взгляды оказали весьма позитивное воздействие на государство. В 1857 году по Указу Александра II был издан Устав о предупреждении и пресечении преступлений, содержащий не только нормативные предписания о запрете определенного поведения, но и императивные требования к самой власти не допускать и пресекать неправомерные деяния*.

В России в первые годы после Октябрьской революции 1917 года еще велась активная разработка учения о предупреждении преступлений. Однако в 30-е годы XX столетия она была фактически прекращена.

Лишь после развенчания культа личности И.В. Сталина вновь была реанимирована идея профилактики преступлений, которая трактовалась с позиции марксизма-ленинизма. В это время стали формироваться многочисленные общественные организации по профилактике правонарушений (народные дружины, товарищеские суды и т.д.), активно велась профилактическая и воспитательная работа среди населения со стороны трудовых, учебных коллективов, профсоюзных, комсомольских и партийных организаций.

Впервые свое нормативное закрепление данный термин нашел в ст. 2 * Свод законов Российской империи: в 34 т. Т. 14: Уставы о паспортах, о предупреждении преступлений, о цензуре, о содержащихся под стражею, и о ссыльных.

СПб., 1857, 909 с. Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ

«Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

, согласно которой «профилактика правонарушений — это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения»**.

Однако понятие профилактики правонарушений следует отличать от иных, смежных с ним по смыслу терминов, таких как «борьба с правонарушениями», «предотвращение правонарушений», «предупреждение правонарушений», и др. Еще в 60-е годы XX столетия было общепринятым не различать содержание вышеназванных терминов. В частности, И.А. Гельдфан и П.П.

Михайленко утверждали: «.не следует искать различий в содержании терминов «предупреждение», «предотвращение», «профилактика», «пресечение».

Они являются синонимами, выражающими мысль о необходимости предпринять такие меры, которые предупреждали бы, а потом и совершенно исключали появление у остальных лиц каких-либо проступков, наносящих вред обществу» [3, с. 12-13]. Другие авторы придерживаются противоположной точки зрения.

Так, А.Г. Лекарь под профилактикой понимает процесс выявления, устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

При этом предупреждение — это недопущение замышляемых и подготавливаемых противоправных деяний [4, с. 45]. В настоящее время наиболее распространенным стало мнение, согласно которому профилактика является составной частью предупреждения правонарушений [5, с. 51-52]. Как пишет В.Д. Малков, предупреждение правонарушений,

«отражая весь комплекс мер по недопущению преступлений, предохранению от них людей, общества, государства, выступает как родовое по отношению ко всем иным видам превенции понятие»

[6, с.

80]. Иными словами, термин «предупреждение право- ** Рос. газ. 2016. 28 июня. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . нарушений» — более широкий вид деятельности, нежели профилактика правонарушений.

Выступая собирательным понятием, предупреждение правонарушений отражает всю деятельность субъектов по недопущению совершения правонарушений, начиная от формирования причин и условий совершения неправомерных деяний, их окончательного «вызревания» и заканчивая реализацией противоправного замысла. Таким образом, понятия «профилактика» и «предупреждение» правонарушений соотносятся между собой, как часть и целое.

Без профилактики не может быть предупреждения, и наоборот, предупреждения правонарушений не может быть без эффективной профилактики конкретных противоправных деяний.

Профилактика является самым ранним, начальным этапом предупредительной деятельности, направленной на недопущение правонарушения. Следующим этапом в системе предупреждения правонарушения выступает предотвращение неправомерных проступков, на котором сформировавшиеся причины и условия правонарушения в своей совокупности могут привести противоправный план в действие.

Однако эта часть предупредительной деятельности, как и профилактика, не предполагает реализации соответствующего решения в жизнь, т.е. на этапе профилактики и на этапе предотвращения как такового противоправного поведения еще нет. Мысли, не нашедшие своего воплощения в форме приготовления к преступлению, покушения на преступление, ненаказуемы с точки зрения права.

Вместе с тем именно эти этапы становятся важными направлениями предупредительной деятельности компетентных органов, чтобы противоправный умысел и в дальнейшем не был приведен в исполнение.

В отличие от терминов «профилактика» и «предотвращение» правонарушений термин «пресечение» используется применительно к случаям, когда противоправная деятельность как таковая уже началась, ее необходимо остановить и привлечь виновных к юридической ответственности. В связи с этим можно согласиться с точкой зрения, которую высказал Н.Г. Кобец: «.близкими, но не однозначными являются понятия «предупреждение», «пресечение» правонарушений, поскольку предупредить правонарушение — значит не допустить его возникновения, а пресечь правонарушение — значит прервать его, принять меры к тому, чтобы готовящееся или начавшееся правонарушение не было доведено до конца, чтобы его не удалось осуществить полностью» [7, с.

38]. Наряду с понятием «профилактика правонарушений» употребляется понятие «борьба с правонарушениями». Борьба с правонарушениями представляет собой выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование неправомерных деяний.

Профилактика правонарушений является более широким, многоплановым понятием, не связанным с готовящимся или уже совершенным правонарушением.

Так же, как и профилактика правонарушений, борьба с неправомерными деяниями предполагает выработку и осуществление комплекса специальных мер, направленных на предотвращение совершения правонарушений.

основные элементы борьбы с правонарушениями в той или иной степени отражаются на реализации профилактических мер воздействия. Принципиальное отличие профилактики от иных смежных терминов состоит в том, что профилактическое воздействие оказывается не только на состоявшихся и потенциальных правонарушителей, но и на лиц, ведущих антиобщественный образ жизни либо нарушающих общепринятые нормы морали, этики и т.д.

Причем в последнем случае действующее законодательство не предусматривает наступление юридической ответственности за выполнение этих действий. Кроме того, можно согласиться с мнением эксперта центра «Общественная Дума» С.

Литвиненко, который отмечает, что в законе нет определения того, что следует понимать под нарушением общепринятых норм поведения и морали. «Каждый может трактовать это по-своему. Поэтому сюда может войти как слишком шумное поведение, так и глубокое декольте, короткая юбка, вызывающая прическа, какие-нибудь наряды, фотографирование у памятников, громкое прослушивание музыки и т.п.» [8, с.

Рекомендуем прочесть:  Лучшие професии для женщин

2]. В современной юридической литературе выделяются различные основания классификации профилактики правонару- шений.

Общеизвестно, что

«классификация выступает не просто как констатация уже достигнутого знания, но выполняет важную методологическую функцию: осуществляя систематизацию определенной предметной области, она вместе с этим задает общее направление ее дальнейшего целенаправленного исследования.»

[9, с.

10-11]. В зависимости от уровня профилактики различают общесоциальную, специальную и индивидуальную профилактику. Вместе с тем Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ

«Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

выделяется 2 вида профилактики.

Согласно статье 15 указанного федерального закона: «1.

Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

2. Индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, указанных в части 2 статьи 24 настоящего Федерального закона, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми». Исходя из приведенных определений, основное различие прослеживается в объекте, на который направлены эти два вида деятельности.

Данное отличие предопределяет специфику деятельности в сфере общей и индивидуальной профилактики.

При этом исследуемые разновидности профилактики необходимо изучать в диалектическом единстве, которое вытекает из общих целей и задач, решаемых с помощью общей и индивидуальной профилактики.

Однако общая профилактика все же будет играть приоритетную роль, ибо, выявляя и искореняя социально-экономические, политические и иные причины и условия совершения правонарушений в целом, она снижает влияние отрицательных факторов на конкретного субъекта, а следовательно, сокращает число потенци- альных криминогенных ситуаций и противоречий, способных привести к совершению неправомерного деяния. Общая профилактика задействует практически все силы и возможности государства и общества для создания благоприятного климата в социуме, в котором нормой является ведение законопослушного образа жизни.

Особенностями общей профилактики выступают следующие признаки: — в ее реализации применяются самые разнообразные средства и меры воздействия; — меры общей профилактики адресованы всем субъектам независимо от выбранного варианта поведения в обществе; — в данном направлении профилактической деятельности задействованы не только государственные структуры, но и общественные формирования.

Следует подчеркнуть, что вопросам общей профилактики уделяли особо пристальное внимание в советский период истории нашего государства.

Именно на этот период приходится большинство научных трудов ученых-криминологов.

Однако, являясь неким примером для многих зарубежных государств, реализация общей профилактики в то время была сопряжена с рядом проблем, основная причина которых заключалась в постановке нереальных, недостижимых по сути целей: искоренение и уничтожение правонарушений и причин, их порождающих.

Целями общей профилактики следует считать улучшение социально-экономической, политической обстановки в обществе, формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания, сдерживающих законопослушных граждан от совершения правонарушений, а значит, снижающих тем самым уровень опасности отдельных видов противоправных деяний. Меры общей профилактики включают в себя социально-экономические, культурные мероприятия, без которых любые иные меры профилактического воздействия будут малоэффективны. В первую очередь, речь идет о социальной защите населения, уровне благосостояния общества в целом и уровне жизни отдельных групп граждан, государственной политике-занятости, духовном развитии, повышении правовой культуры, формировании правосознания и т.д.

Данная группа мер обе- спечивает благоприятный климат в обществе, который исключает возникновение антиобщественных взглядов и намерений и, наоборот, способствует формированию субъектов с богатыми высоконравственными жизненными ориентациями.

Таким образом, применение общих мер профилактики основано на методе убеждения. Убеждение представляет собой совокупность различного рода мероприятий, направленных на изменение антиобщественных ориентаций субъектов, способных привести к совершению противоправных деяний и формированию взглядов и стереотипов поведения, когда лицо не из страха, а в силу своего внутреннего убеждения не нарушает законы и иные социальные нормы.

В связи с этим основными формами реализации данного метода выступают разъяснительная работа в виде лекций, бесед, обсуждений, выступлений в СМИ, совместное участие в общественно полезной деятельности и т.д.

В ходе применения метода убеждения реализуются различные психологические приемы воздействия на волю и сознание человека. В отличие от общей индивидуальная профилактика воздействует на тех субъектов, от которых можно ожидать противоправного поведения.

Отсюда вытекают и другие специфические черты: — применяются как общие, так и специальные меры воздействия, выбор которых зависит от конкретной ситуации; — индивидуальная профилактика направлена на нейтрализацию конкретных отрицательных причин и условий совершения правонарушений, коррекцию микросреды конкретного человека; — применяется, как правило, силами одного ведомства; — основанием применения специальных мер профилактического воздействия выступает антиобщественный образ жизни либо возможно нарушение действующего законодательства в скором будущем.

В отличие от законодательства в криминологической науке выделяется еще один вид профилактики — специальный, который рассчитан на устранение причин и условий совершения девиантного поведения лицами, включенными в «группу риска».

Кроме того, самостоятельную разновидность профилактики правонарушений iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . образует виктимологическая профилактика, под которой понимают «целенаправленное специализированное воздействие на лиц с неправомерным или аморальным поведением, а также на факторы, обусловливающие виктимность, связанную с подобным поведением.

В равной мере ее объектом являются факторы и лица, положительное поведение которых, тем не менее, виктимоопасно для них» [10, с. 241]. По мнению Т.П. Будяковой, данный вид профилактики представляет собой подсистему общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на снижение индивидуальной и массовой виктимности с помощью нейтрализации негативных виктимных характеристик поведения, исключения предпосылок виктимизации в виде индивидуально-типологических признаков жертвы, а также комплекс мер, обеспечивающих предупреждение вторичной виктимизации жертвы [11, с.

12]. Р.А. Баймурзаева рассматривает вик-тимологическую профилактику как совокупность государственных и общественных мер, направленных на предупреждение правонарушений посредством снижения для отдельных субъектов риска стать потенциальными жертвами неправомерных деяний [12, с. 20]. Таким образом, можно выделить следующие специфические черты викти-мологической профилактики: — базируется на анализе социально-психологических причин и условий, порождающих виктимизацию в случае совершения правонарушений [13, с. 541]; — осуществляется различными субъектами, на различных уровнях (общем, специальном и индивидуальном).

В настоящее время, несмотря на имеющуюся научно разработанную теорию системы виктимологической профилактики, в России нет эффективной виктимологической политики государства в отличие от стран Запада.

Между тем ее необходимость и целесообразность вполне очевидны. Виктимологическая профилактика выступает важнейшей составляющей всей системы профилактики правонарушений. Основная задача виктимологической профилактики состоит в создании системы эффективной защиты населения от потенциальной виктимизации, изменении сложив- шейся практики обращения с гражданами, ставшими жертвами неправомерных деяний.

Но для этого необходимо разработать и усовершенствовать нормативную базу, сформировать систему государственных и негосударственных структур, обеспечивающих защиту потерпевших, и т.д. В связи с этим данное направление можно назвать приоритетным в развитии и реализации виктимологической политики государства.

Профилактика правонарушений классифицируется и по другим признакам. Если за основу брать область регулирования общественных отношений, то можно выделить профилактику в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизнедеятельности людей.

С учетом объектов воздействия можно различать следующие виды профилактики: — профилактику причин и условий совершения правонарушений; — профилактику поведения лиц, потенциально способных совершить или уже совершивших правонарушение; — профилактику факторов, влияющих на формирование личности. В зависимости от субъектов, применяющих меры профилактического воздействия, различают профилактику, осуществляемую государственными органами власти, и профилактику, проводимую общественными объединениями и гражданами.

В зависимости от видов девиантного поведения выделяют профилактику преступлений, профилактику административных правонарушений и др.

По выполняемым профилактикой функциям ее можно классифицировать на регулятивную, охранительную и воспитательную. По этапам применения мер профилактического воздействия различают раннюю, текущую и последующую профилактику. В зависимости от цели, играющей определяющую роль при выборе средств воздействия, можно выделить стратегическую и тактическую профилактику.

В первом случае профилактика преследует общие цели предупреждения правонарушений, связанные с воздействием на любого и каждого независимо от рода и вида деятельности.

Во втором случае профилактика представляет собой деятельность по разработке и осуществлению мер воздействия, направленных на конкретную личность либо группу людей.

В профилактической деятельности весьма важно учитывать длительность профилактических мероприятий и ожидаемые результаты.

В одних случаях реализация профилактических мер воздействия может занять непродолжительное время, и в этом случае профилактику можно назвать краткосрочной.

А в других ситуациях, и таковых подавляющее большинство, результаты профилактических мероприятий могут быть получены по прошествии длительного периода времени в силу сложности объекта воздействия. Анализируя разновидности профилактики правонарушений, можно предложить и такую классификацию, в соответствии с которой различаются вероятностная и детерминированная профилактика. Вероятностной называется такая профилактика, в которой четко не определены причины и условия совершения правонарушений, четко не обозначен круг лиц, на которых необходимо воздействовать.

Напротив, детерминированная профилактика отличается конкретностью, когда предельно ясно, что профилактировать и кого именно про-филактировать [14, с. 39]. В зависимости от методов реализации профилактических мер воздействия можно различать профилактику, осуществляемую с помощью мер убеждения, и профилактику, реализуемую мерами принуждения.

Однако на практике в профилактике правонарушений используют их комбинирование.

Можно различать традиционную профилактику правонарушений и профилактику правонарушений в условиях чрезвычайной ситуации [15, с. 38-44]. Нередко профилактика правонарушений осуществляется одним ведомством, и в этом случае ее можно назвать едино-начальной.

Между тем в повседневной жизни чаще встречаются сложные проблемы и ситуации, решение которых требует комплексного применения мер воздействия несколькими субъектами профилактической деятельности. В этом случае имеет место коллегиальная профилактика правонарушений. Наконец, в зависимости от направлений профилактики противоправных деяний различают профилактику совершения деяний, направленных на нарушение общественного порядка, общественной безопасности, профилактику правонарушений в сфере незаконной миграции, профилактику правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, профилактику терроризма и экстремистской деятельности, профилактику коррупции и др.

В то же время необходимо отметить, что большинство перечисленных оснований классификации профилактики правонарушений носит условный характер. При всем многообразии критериев группировки исследуемой категории в основу деления должно ставиться ее предназначение, чтобы посредством систематизации подчеркнуть специфические черты профилактики правонарушений.

Список литературы 1. Монтескье Ш.

Избранные произведения / под общ. ред. М.П. Баскина; Академия наук СССР.

Ин-т философии. М.: Госполитиздат, 1955. 799 с. 2. Здравомыслов Б.В. Уголовно-правовые взгляды русских революционных демократов А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г.

Чернышевского, Н.А. Добролюбова / под ред. С.А. Покровского. М.: Госюриздат, 1959. 120 с. 3. Гельдфан А.И., Михайленко П.П.

Предупреждение преступлений — основа борьбы за искоренение преступности.

М.: Юрид. лит., 1964. 203 с. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 4. Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. М.: Юрид.

лит., 1972. 104 с. 5. Сизикова Н.М.

Профилактика правонарушений в области избирательных прав: дис. . канд. юрид. наук. М., 2008.

215 с. 6. Малков В.Д. Предупреждение и профилактика преступлений и иных правонарушений в системе борьбы с преступностью // Вестник МГЛУ Вып. 25 (711). 2014. С. 78-88. 7. Кобец Н.Г. Предупреждение правонарушений в производственном коллективе.

Вопросы теории и практики. М.: Юрид. лит., 1982. 208 с. 8. Куликов В. Кандидат в штрафники // Рос. газ.

2016. 22 сент. N 7083 (215). 9.

Субботин А.Л. Классификация. М.: Рос. академия наук, 2001. 100 с. 10.

Ривман Д.В. Криминальная виктимология.

СПб.: Питер, 2002. 304 с. 11. Будякова Т.П. Виктимологическая профилактика преступлений, причинивших моральный вред: дис. . д-ра юрид. наук. Тамбов, 2009.

501 с. 12. Баймурзаева Р.А. Виктимологические аспекты профилактики преступности несовершеннолетних // Следователь. 2006. N 7. С. 20-21. 13. Ищенко Е.П., Алымов Д.В.

Основные направления виктимологической профилактики преступлений террористической направленности: криминологический и криминалистический аспекты // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. N 3. С. 538-546. 14.

Черненко А.П. Планирование профилактики правонарушений в органах внутренних дел: дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

165 с. 15. Григорьев В.В. Правовые и процессуальные аспекты профилактики преступлений в условиях чрезвычайный ситуаций // Вестник Южно-Уральского государственного университета.

2014. Вып. 4. Т. 14. С. 38-44.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

2 thoughts on “Методы профилактики правонарушений

  1. предотвращение преступлений она же профилактика это создание справедливого общественного устройства в этом вопросе прогресса практически нет нигде где в ходу денежные знаки
    разве что в виде исключения в богатых нефтью Эмиратах да и там общественное устройство виртуально справедливое
    и не рай это вовсе а зона (с) В. С Высоцкий

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+