Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Евросоюз таможенная пошлина

Евросоюз таможенная пошлина

Евросоюз таможенная пошлина

Анализ процесса организации таможенной деятельности в ЕС

Таможенные платежи являются экономическим инструментом управления внешнеэкономической деятельностью.

Рисунок 9 — Структура таможенных платежей Таможенные платежи — это таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы, взимаемые в установленном порядке с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств в доход бюджета при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также в иных случаях, определенных законодательством. В Европейском Сообществе обязательство по оплате таможенных платежей возникает по общему правилу в момент либо ввоза товаров на таможенную территорию ЕС, либо вывоза товаров за пределы таможенной территории.

Основанием для взимания таких платежей служат нормы права Европейского Сообщества.

Таким образом, таможенные платежи в ЕС — это обязательные сборы, взимаемые во всех государствах-членах на основе единообразных правовых норм Сообщества на основании факта пересечения товарами его таможенной границы.

В той или иной степени таможенные платежи служат для формирования собственных средств (бюджета) Сообщества (в доходной части бюджета ЕС 2010 г.

доля поступлений от таможенных пошлин составляет 10,8%, от НДС — 23,6, от сельскохозяйственных пошлин — 1,5%). Виды таможенных платежей в ЕС:

  1. · акцизы.
  2. · таможенные пошлины, включая собственно пошлины (импортные либо экспортные), установленные Общим таможенным тарифом ЕС;
  3. · сборы, имеющие равнозначный эффект;
  4. · налоги с оборота (налог на добавленную стоимость);
  5. · антидемпинговые и компенсационные пошлины;
  6. · сельскохозяйственные пошлины и другие сборы в рамках общей сельскохозяйственной политики;

От таможенных платежей необходимо отличать таможенные сборы: сборы за таможенное оформление и другие аналогичные сборы, а также взимаемые в силу пересечения товарами таможенной границы, но их правовой основой являются национальные нормы государств- членов, действующие в пределах, допускаемых правом ЕС.

Таможенные сборы не поступают в бюджет Сообщества.

Таможенные пошлины в ЕС. Цель взимания таможенных пошлин носит, во-первых, защитный характер: пошлины защищают национальных товаропроизводителей. Во-вторых, они могут взиматься в фискальных целях, обеспечивая доходы в бюджет Сообщества. В тех случаях, когда последняя причина является преобладающей, речь идет о таможенных пошлинах фискального характера.

В целом таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  1. б) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  2. в) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
  3. а) фискальную, которая относится к импортным и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

Существует несколько критериев классификации таможенных пошлин: По способу взимания различают:

  1. а) адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости).

    Основная масса таможенных пошлин, взимаемых в ЕС, относится к адвалорным. Подобный способ установления размеров им портных и экспортных пошлин связан с повышением роли регулятивной (защитной) функции таможенной пошлины: он позволяет более справедливо регулировать внешний товарооборот в условиях формирования общего рынка.

    Подобный способ установления размеров им портных и экспортных пошлин связан с повышением роли регулятивной (защитной) функции таможенной пошлины: он позволяет более справедливо регулировать внешний товарооборот в условиях формирования общего рынка. Переход на адвалорный способ взимания пошлин поддерживается также международными торговыми организациями и соглашениями (в частности, правилами ВТО);

  2. б) специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 евро за 1 т).

Подобный способ обложения товаров позволяет избежать колебаний в поступлении средств в бюджет при значительных изменениях рыночной стоимости товаров, а также уклонения от уплаты пошлин путем искусственного занижения фактурной цены товара при его импорте или экспорте; в) комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 т). Адвалорные пошлины применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы.

Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета.

Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 евро доходы бюджета составят 40 евро.

При увеличении цены товара до 300 евро доходы бюджета возрастут до 60 евро, при падении цены товара до 100 евро сократятся до 20 евро. Однако независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной.

Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок. Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, так как просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин зависит от колебания цен па товары.

Например, специфическая пошлина в 1000 евро за один импортный автомобиль значительнее ограничивает импорт автомобилей по цене 8000 евро, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 евро, так как составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает.

Вместе с тем во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей. По объекту обложения таможенные пошлины бывают:

  1. б) экспортные — пошлины, которыми облагаются экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства;
  2. а) импортные — пошлины, которыми облагаются импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  3. в) транзитные пошлины, которыми облагаются товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и в ЕС не используются.

Особым видом таможенных пошлин в ЕС являются сельскохозяйственные пошлины. Их цель — реализация требований общей сельскохозяйственной политики Сообщества.

До второй половины 90-х гг. использовалась особая система компенсационных сельскохозяйственных сборов, принцип которых — повышение стоимости ввозимых продуктов до уровня стоимости аналогичных продуктов внутри Сообщества. Однако под влиянием ВТО такие компенсационные сборы были заменены сельскохозяйственными пошлинами (как правило, адвалорными), взимаемыми либо вместо пошлин, установленных в Общем таможенном тарифе, либо в дополнение к ним (так называемые «дополнительные пошлины.»).

Сельскохозяйственные пошлины отличаются весьма высокими ставками — до 200%.

ТК приравнивает сельскохозяйственные пошлины к таможенным пошлинам и устанавливает общие правила их взимания.

Разновидность сельскохозяйственных пошлин — сезонные пошлины, применяются для некоторой сельскохозяйственной продукции с целью защиты сельхозпроизводителей Сообщества в период продажи их продукции. По целям взимания таможенные пошлины делятся на: а) обычные (основанные на таможенном тарифе) и б) специальные.

К последним относятся антидемпинговые и другие защитные пошлины. Защитные пошлины в ЕС являются инструментом общей торговой политики и служат для защиты интересов товаропроизводителей Сообщества в случаях дешевого импорта из третьих стран. Нормативные правовые акты ЕС, регулирующие применение защитных пошлин, приведены в полное соответствие с нормами и принципами ГАТТ/ВТО.

Защитные пошлины вводятся как средство противодействия так называемой «несправедливой торговой практике», к которой относятся:

  1. · демпинговый экспорт, наносящий серьезный ущерб производителям в Сообществе (антидемпинговые пошлины);
  2. · субсидирование экспорта в странах-экспортерах {компенсационные пошлины); несоблюдение странами — торговыми партнерами ЕС своих международных обязательств {репрессивные пошлины).

Защитные пошлины вводятся решениями Совета. Правовыми основаниями их применения могут являться: Антидемпинговый регламент (№384/96), статья 5; Антисубсидиарный регламент (№2026/97), статья 10; Регламент о торговых барьерах (№3286/94), статья 4.

европейский союз таможенный тариф По происхождению различают пошлины:

  1. б) конвенциональные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, например Г енерального соглашения о тарифах и торговле;
  2. в) преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которыми облагаются товары, происходящие из развивающихся стран, на основе многосторонних соглашений. Цель преференциальныхпошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 г. действует Общая система преференций, используемая в том числе и ЕС и предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран.
  3. а) автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений ЕС, в частности в рамках Общего таможенного тарифа;

По способу вычисления пошлины бывают:

  1. б) эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленный с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
  2. а) номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

С целью облегчения таможенного оформления товаров в ЕС также используются так называемые усредненные пошлины. Общий таможенный тариф предусматривает усредненную пошлину в 3,5% на товары, пересылаемые одним физическим лицом другому физическому лицу либо содержащиеся в багаже пассажиров, при условии, что:

  1. · совокупная стоимость товаров не превышает 350 евро.
  2. · среди товаров нет табачных изделий;
  3. · ввоз этих товаров не имеет коммерческих целей;

Усредненные пошлины также используются для партий товаров, соответствующих различным тарифным подгруппам, если отдельная классификация каждого товара вызывает непропорционально большой объем работы и расходы.

Применение усредненной пошлины производится по запросу декларанта и с согласия таможенного органа.

К таможенным пошлинам приравниваются сборы, имеющие равнозначный эффект, что позволяет распространить нормы таможенного права Сообщества на различные сборы, применяемые Сообществом и государствами-членами вне рамок общей торговой политики.

При квалификации таких сборов Суд ЕС уделяет внимание эффекту (последствиям) сборов, т.е.

приводит ли применение сбора к дискриминации иностранных товаров. Согласно условиям таможенного союза, сформулированным в Договоре о ЕС, сборы, вводимые государствами-членами в отношении ввозимых или вывозимых товаров при наличии эффекта, равнозначного таможенным пошлинам, подлежат запрещению. Возникновение таможенной задолженности по уплате таможенных пошлин.

Таможенный кодекс ЕС регулирует вопрос о моменте наступления таможенной задолженности по уплате таможенной пошлины. В целом, можно отметить, что положения таможенного законодательства, регулирующие вопросы возникновения таможенной задолженности, фактически являются точкой, в которой сходятся интересы всех сторон, связанных с уплатой таможенных пошлин. Для институтов ЕС таможенная пошлина является источником финансирования, без которого они не смогут существовать.

Для государств-членов таможенная задолженность — это та сумма денег, которую они обязаны взыскать в соответствии с требованиями таможенного законодательства. Для торговых организаций таможенная задолженность представляет собой обязанность, которую необходимо исполнять. МТК разделяет момент возникновения таможенной задолженности при импорте и при экспорте товаров.

Таможенная задолженность при импорте возникает при помещении товаров, подлежащих обложению импортными пошлинами под одну из следующих таможенных процедур:

  1. 2) временный ввоз с частичным освобождением от импортных пошлин.
  2. 1) выпуск для свободного обращения, включая конечное использование;

Таможенная задолженность при экспорте возникает при помещении товаров, подлежащих обложению экспортными пошлинами, под одну из следующих таможенных процедур:

  1. 2) внешняя переработка.
  2. 1) экспорт;

Пример расчета ввозных таможенных пошлин.

Допустим, на таможенную территорию России ввозится мебель из ЕС.

Таможенная стоимость мебели равна 10000 USD.

Вес партии мебели равен 100 кт. Таможенная пошлина, согласно ТН ВЭД, равна 20%, но не менее 4 EUR за 1 кт (комбинированная пошлина). Курсы валют на момент представления грузовой таможенной декларации: 1EUR = 35 руб.; 1USD = 30 руб. Необходимо определить сумму таможенных платежей. Решение задачи проведем в несколько этапов.

Решение задачи проведем в несколько этапов.

  1. 1. Рассчитаем таможенную стоимость в рублях:
  2. 7. Общие таможенные платежи будут равны:
    • а) 60000 руб. — таможенные пошлины + б) 64800 руб. — НДС + в) 1000 руб. — таможенные сборы.
  3. 6. Определим таможенные сборы: таможенная стоимость товара превышает 200 тыс.

    руб., но не превышает 450 тыс.

    руб. Следовательно, сборы равны 1 тыс.

    руб. (см. гл. 11.4)

  4. 10000 USD * 30 руб. = 300000 руб.
  5. 4. Поскольку 60000 руб.

    больше 14000 руб., то именно адвалорная часть пошлины берется за основу.

  6. а) 60000 руб.

    — таможенные пошлины + б) 64800 руб. — НДС + в) 1000 руб. — таможенные сборы.

  7. 3. Определим специфическую часть комбинированной пошлины:
  8. 360000 руб.

    * 18% = 64800 руб.

  9. (таможенная стоимость * таможенная пошлина) * 18%:
    • 360000 руб. * 18% = 64800 руб.
    • 6. Определим таможенные сборы: таможенная стоимость товара превышает 200 тыс. руб., но не превышает 450 тыс. руб. Следовательно, сборы равны 1 тыс. руб. (см. гл. 11.4)
    • 7. Общие таможенные платежи будут равны:
      • а) 60000 руб. — таможенные пошлины + б) 64800 руб. — НДС + в) 1000 руб. — таможенные сборы.
  10. 100 кг * 4EUR * 35 руб. = 14000 руб.
  11. 300000 руб. * 20% = 60000 руб.
  12. 2.

    Определим адвалорную часть комбинированной пошлины:

  13. 5. Определим уплату НДС за партию товара

В сумме таможенные платежи составят: 125800 руб.

Налоги с оборота и акцизы. Основной разновидностью налогов с оборота в странах ЕС является налог на добавленную стоимость. Характер НДС предполагает, что товары внутреннего производства и импортируемые товары подлежат равному обложению, поэтому НДС на импорт товаров уплачивается так же, как и при внутреннем обороте.

Сбор НДС при импорте товаров в ЕС из третьих стран носит не дискриминационный характер (как импортные пошлины), а компенсационный, поскольку обеспечивает равенство между товарами внутреннего производства и импортируемыми.

Таким образом, природу НДС можно определить как уравнительную. Косвенный характер налога подкрепляется правилом о возврате НДС при экспорте товара в соответствии с положениями ГАТТ.

Несмотря на значительные успехи в гармонизации права государств-членов в области косвенного налогообложения, до сих пор не решен вопрос о введении единой ставки НДС в Сообществе. Ставки НДС устанавливаются государствами-членами самостоятельно, хотя и с соблюдением установленных в Сообществе в 1993 г.

верхних и нижних границ. По этой причине, если таможенная пошлина на импортный товар может взиматься на всей таможенной территории ЕС по ставке, установленной Общим таможенным тарифом, то НДС должен взиматься по ставке, действующей в стране-импортере. Акцизы. Если НДС является общим налогом с оборота, то акцизы представляют собой пример специального потребительского налога, так как налагаются только на отдельные виды товаров, пользующихся особым спросом на внутреннем рынке. В ЕС к категории подакцизных товаров относятся пиво, вино, крепкие спиртные напитки, минеральные масла, некоторые виды топлива, табачные изделия, некоторые предметы роскоши.

В отношении облагаемых товаров акцизы также носят уравнительный характер, поскольку распространяются и на внутренние, и на импортируемые товары данной категории. Ставки акцизов устанавливаются государствами-членами на основе гармонизированных правил.

В отличие от НДС и таможенных пошлин, которые преимущественно являются адвалорными, (т.е. исчисляемыми в процентах от таможенной стоимости товара), акцизы, как правило, представляют собой специфические сборы: они исчисляются в фиксированной ставке на единицу товара (массы товара, содержания алкоголя и т.п.).

При экспорте подакцизных товаров стоимость акцизов, как и НДС, возвращается экспортерам, что предусмотрено правилами ГАТТ. Таможенные сборы. ТК рассматривает сборы, взимаемые при ввозе и вывозе товаров, как имеющие равнозначный эффект с пошлиной. Это делает возможным применение таможенного права Сообщества по отношению к различным сборам, используемым Сообществом и государствами-членами за пределами общей внешнеторговой политики.

Это делает возможным применение таможенного права Сообщества по отношению к различным сборам, используемым Сообществом и государствами-членами за пределами общей внешнеторговой политики.

При квалификации подобных сборов Суд ЕС принимает во внимание прежде всего последствия введения последних.

Таможенное законодательство ЕС допускает в ряде случаев взимание таможенными органами государств-членов таможенных сборов в качестве платы за дополнительные услуги, оказываемые по запросам декларантов.

К таким услугам относятся:

  1. · проведение таможенного оформления в нерабочее время или вне установленных для этого мест.
  2. · уничтожение товара, если это влечет расходы таможенных органов;
  3. · анализ и экспертная оценка образцов товаров, а также их почтовая пересылка при запросах по применению таможенного законодательства;
  4. · проверка товара импортером до представления таможенной декларации;
  5. · проверка товаров с целью верификации, если это влечет расходы таможенных органов;
  6. · хранение товаров на складах временного хранения сверх установленных сроков;

Условия взимания таможенных сборов: недискриминация товаров, реальность предоставления услуг, соизмеримость суммы сборов и стоимости услуг.

Их правовой основой являются прежде всего внутренние правовые нормы государств-членов, действующие в пределах, допускаемых правом ЕС. Таможенные сборы в бюджет Сообщества не поступают. Единый таможенный тариф ЕС. Таможенный кодекс ЕС устанавливает, что правомерное взимание таможенных пошлин в Сообществе производится на основании общего таможенного тарифа.

Таможенный тариф по общему принципу состоит из двух основных частей:

  1. — ставки таможенных пошлин, а также освобождения от пошлин, соответствующие наиболее специфичным товарным группам (подгруппам) в товарной номенклатуре.
  2. — товарная номенклатура — систематизированный и классифицированный перечень товаров; товары разбиты на крупные видовые группы (например, продукты животного происхождения), которые в свою очередь подразделяются на более специфичные группы и подгруппы с присвоением им цифровых кодов (например, «04» — молочные продукты, «0406» — сыр и творог, «0406 40» — сыр с голубыми прожилками, «0406 40 10» — рокфор);

Товарная номенклатура используется не только в целях взимания таможенных пошлин, но также и для обозначения товаров, подлежащих обложению акцизами, пониженными ставками НДС, импортным и экспортным ограничениям и другим мерам торговой политики, а также для ведения внешнеторговой статистики. Использование международных основ для товарной номенклатуры, таких как гармонизированная система (ГС), облегчает проведение международных торговых переговоров, разрешение торговых споров, ведение и анализ торговой статистики государств. Использование одинаковой системы кодирования и описания товаров позволяет избежать необходимости изменять товарные документы при перемещении товаров из одной страны в другую, стандартизировать национальные системы таможенной документации, вести международные базы данных по внешней торговле.

В Сообществе используются следующие номенклатуры:

  1. — преференциальные (льготные) тарифные меры, предусмотренные соглашениями Сообщества с отдельными третьими странами или их группами
  2. (конвенциональные тарифные преференции);
  3. — другие тарифные меры, предусмотренные законодательством Сообщества.
  4. — преференциальные тарифные меры, принятые Сообществом в одностороннем порядке в отношении отдельных стран, групп стран или территорий (автономные тарифные преференции);
  5. — комбинированная номенклатура (КН) — основа Общего таможенного тарифа, содержит 8-значные товарные коды;
  6. — непреференциальные тарифные изъятия и квоты;
  7. — номенклатура ТАРИК (TARIC — Tarif integre des Communautes europeennes) — содержит 10-значные коды, указываемые при импорте товаров, а также в статистических целях; иногда содержит дополнительные коды для обозначения особых мер торговой политики (сельскохозяйственные пошлины, антидемпинговые пошлины, меры по контролю за товарами двойного назначения, экспортные возмещения и т.п.) Кроме двух основных составных частей — Комбинированной номенклатуры и Ставок таможенных пошлин, Общий таможенный тариф ЕС содержит следующие элементы:
  8. — автономные дополнительные меры, снижающие либо устраняющие таможенное обложение для отдельных товаров по причине их природы или конечного назначения (благоприятные тарифные режимы);

Применение общего таможенного тарифа в странах Европейского союза

 — Формирование общего осуществлялось в соответствии с базовыми положениями договоров об учреждении Европейского экономического сообщества, подписанных в 1957 г. Принципы таможенно-тарифного регулирования и уровень ставок тарифов основывались на правилах и требованиях Генерального соглашения по тарифам и торговле (Всемирной торговой организации).

Как предусмотрено учредительными документами, основой Сообщества является таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях между государствами-членами, а также установление общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами. В соответствии с целями и задачами Сообщества по созданию общего рынка и сближению законодательств государств-членов в той мере, в какой это необходимо для функционирования общего рынка, было предусмотрено поэтапное осуществление в установленные сроки ряда мероприятий, в том числе таких, как: — устранение между государствами-членами таможенных сборов и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров, а также всех других эквивалентных по своим последствиям мер; — введение общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к третьим государствам; — устранение между государствами-членами препятствий свободному движению лиц, услуг и капиталов; — введение общей политики в области сельского хозяйства, транспорта; — создание системы, которая будет способствовать развитию справедливой конкуренции на общем рынке; — осуществление других мероприятий в области совместной социально-экономической политики государств. Договором об учреждении ЕС предусматривается, что общий рынок должен создаваться постепенно (поэтапно), в течение переходного 12-летнего периода (3 этапа по 4 года).

Для каждого этапа предусматривается совокупность мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в установленном порядке. Однако продление переходного периода не может превышать более чем 15 лет, считая с момента вступления в силу договора.

В переходный период таможенные пошлины и сборы при импорте, ранее действовавшие в торговле между государствами-членами, должны постепенно снижаться и отменяться ими в течение переходного периода, а отмена экспортных пошлин и сборов должна осуществиться не позже окончания первого этапа переходного периода. Положения договора также применяются в отношении таможенных пошлин, носящих фискальный характер.

Однако эти пошлины в переходный период должны снижаться более быстрым темпом, при этом государства-члены сохраняют за собой право заменить эти пошлины внутренним налогом, если размер этих пошлин не превышает уровень обложения внутренними налогами, которому обычно подвергается аналогичная национальная продукция.

Государства — члены ЕС заявили о своей готовности содействовать развитию международной торговли и снижению торговых барьеров посредством заключения с третьими странами соглашений, имеющих целью на основе взаимности и взаимной выгоды сокращение таможенных пошлин ниже общего уровня, которым они могли бы пользоваться благодаря созданию таможенного союза между ними.
Государства — члены ЕС заявили о своей готовности содействовать развитию международной торговли и снижению торговых барьеров посредством заключения с третьими странами соглашений, имеющих целью на основе взаимности и взаимной выгоды сокращение таможенных пошлин ниже общего уровня, которым они могли бы пользоваться благодаря созданию таможенного союза между ними.

В качестве базы для исчисления среднего уровня пошлин общего таможенного тарифа ЕС в отношении третьих стран пошлины установлены на среднеарифметическом уровне, применявшемся на 01.01.1957 в четырех таможенных территориях государств — членов ЕС.

В случаях если производство некоторых товаров по установленным спискам в государствах — членах ЕС недостаточно для удовлетворения спроса какого-либо государства — члена ЕС и это в значительной степени зависит от традиционного импорта из третьих стран, компетентный орган может предоставить заинтересованному государству — члену ЕС тарифные квоты со сниженной пошлиной или беспошлинно. Такое разрешение может быть дано лишь на ограниченный срок и лишь по таким тарифным статьям, которые не превышают в данном государстве 5% стоимости его импорта из третьих стран в течение последнего года.

В случае если какой-либо продукт является в одном или нескольких государствах — членах ЕС предметом национальной монополии коммерческого характера, компетентный орган может разрешить другим государствам — членам ЕС применять защитные меры на определенных условиях до тех пор, пока не будет устранена дискриминация в отношении поставок и сбыта товаров. Однако если монополия действует по правилам, цель которых состоит в том, чтобы обеспечить сбыт или повысить доходность сельскохозяйственной продукции, вышеуказанное положение применяется таким образом, чтобы обеспечить эквивалентные гарантии для занятости и уровня жизни заинтересованных производителей, с учетом возможностей приспособления и необходимой специализации по прошествии времени.

В целом общая аграрная политика и таможенно-тарифная политика преследуют следующие цели: увеличить производительность сельского хозяйства; обеспечить достаточный жизненный уровень сельского населения; стабилизировать рынки, обеспечить наличие продовольствия и разумные потребительские цены на продовольствие. Для достижения указанных целей создается общий организационный механизм сельскохозяйственных рынков, предусматривающий введение общих правил в отношении конкуренции, обязательную координацию различных национальных рыночных структур, организацию европейского рынка.

Общая организация сельскохозяйственных рынков включает все меры, необходимые для достижения вышеперечисленных целей, в частности регулирование цен, помощь производству и сбыту различных продуктов, хранение запасов и общий механизм стабилизации импорта или экспорта. Поскольку постепенная отмена таможенных пошлин и количественных ограничений, действующих между государствами — членами ЕС, может привести к установлению цен, способных поставить под угрозу цели общей аграрной политики, каждому государству — члену ЕС разрешается в течение переходного периода вводить для некоторых продуктов на недискриминационной основе систему минимальных цен, ниже которых импорт может быть либо временно прекращен или уменьшен, либо разрешен при условии, что он будет осуществляться по более высокой цене, чем минимальная цена, установленная для данного продукта.

В последнем случае минимальные цены не будут включать таможенные пошлины. По истечении переходного периода общая торговая политика в основном нацелена на осуществление мер, касающихся изменений тарифных ставок, заключения тарифных и торговых соглашений, унификации мер по либерализации экспортной политики, а также мер по защите торговли, в частности таких, которые применяются в случаях демпинга или субсидирования. Европейское сообщество стремится к достижению поставленных целей, создавая и используя такие структурные специализированные фонды, как Европейский фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства, Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития, Европейский инвестиционный банк, и другие финансовые инструменты.

Анализ общего таможенного тарифа ЕС и уровня ставок по основным группам товаров, установленным с учетом упомянутых выше принципов и условий, показывает следующее: 1. Указанный общий тариф принят с учетом правил и требований, предусмотренных для осуществления мероприятий в переходный период, продолжавшийся около 15 лет.

Последние отсылки на нормативные документы об изменениях тарифов на отдельные товары датируются 1993 г., т.е. практически с этого времени общий тариф не менялся и действует в настоящее время.

В то же время в сносках о применении тарифов на отдельные конкретные товары Сообщество резервирует право изменять тарифы в сторону их снижения или приостановления их действия на определенный или неограниченный срок при согласовании с заинтересованными сторонами таких действий в установленном порядке. 2. В соответствии с общими правилами благоприятные тарифы (специальные положения) установлены в отношении товаров: — ввозимых для переработки под таможенным контролем конечного продукта; — предназначенных для использования на определенных категориях судов, платформ и других плавучих средств в целях их постройки, оборудования, ремонта, модернизации и обслуживания под таможенным контролем; — ввозимых для использования в гражданской авиации, включая воздушные суда; — фармацевтических продуктов по установленным перечням и спискам, рекомендуемых в Международных Несобственнических Названиях (INN), изданных Всемирной организацией здравоохранения (WHO); — определенных семян, предназначенных для посева и посадки (сахарной и гибридной кукурузы, риса, сорго, картофеля); определенных видов новых столовых сортов винограда, токайского вина, табака, фондю, сыра и других продуктов при наличии соответствующего свидетельства и регистрации; — ввозимых в дорожном личном багаже или пересылаемом багаже, при условии, что такой импорт не имеет коммерческой природы. Льготы по уплате пошлины в этом случае предоставляются, если ценность товаров в багаже не превышает 350 евро.

— ввозимых в пределах тарифных квот, установленных компетентными властями Сообщества, и в некоторых других случаях. 3. Общий таможенный тариф ЕС предусматривает ставки таможенных пошлин, взимаемых при импорте товаров в страны ЕС преимущественно из третьих стран. Однако по некоторым товарам сделано исключение (например, по виноградному вину определенных марок и другим товарам, производимым в конкретных провинциях и областях стран ЕС).

4. В зависимости от целей и способов таможенно-тарифного регулирования ставки установлены в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки), в евро за физическую единицу товара (специфические ставки) или применяются комбинированные ставки, сочетающие адвалорные и специфические ставки. Уровень ставок пошлин довольно разнообразен и зависит от таможенно-тарифной политики ЕС в отношении защиты своих товаропроизводителей, а также от его международных обязательств, данных в рамках Всемирной торговой организации.

В случае необходимости ставки на конкретные товары, предусмотренные общим таможенным тарифом, могут быть снижены до определенного уровня (или приостановлены) на автономной основе на определенный или неопределенный срок. 5. В целях регулирования ввоза товаров и обеспечения производства товаров и стабилизации цен на внутреннем рынке используются тарифные квоты.
5. В целях регулирования ввоза товаров и обеспечения производства товаров и стабилизации цен на внутреннем рынке используются тарифные квоты. Тарифные квоты предоставляются примерно по 100 товарным позициям и наименованиям товаров, большинство из которых относится к продукции сельскохозяйственного производства.

Многие виды основных овощей и фруктов, виноград столовых сортов имеют тарифные квоты. При ввозе некоторых из них в определенный период сезона установлены дополнительные таможенные льготы.

В пределах тарифных квот некоторые товары освобождены от уплаты пошлин. Тарифные квоты расписаны по странам — поставщикам конкретных товаров в соответствии с соглашениями ЕС, а распределение квот осуществляется на основании заказов стран Сообщества (в ряде случаев поставки товаров осуществляются по прямым контрактам страны-импортера, но в пределах выделенных квот).

6. Общий таможенный тариф предусматривает возможность применения автономных норм обязанности по уплате таможенных пошлин, установленных на отдельные конкретные товары, в пониженных размерах по отношению к обычным ставкам тарифа. Такие пониженные автономные ставки или полная приостановка взимания пошлины на автономной основе установлены, например, в отношении определенных видов рыбы (скумбрия, красная нерка и др.), ввозимой для промышленной переработки, многих видов овощей и фруктов, изделий из деревьев тропического леса, природного газа, отдельных нефтепродуктов и некоторых других товаров.

7. Широко применяется система сезонного таможенного регулирования ввоза некоторых видов рыб, когда в определенное время установленные пошлины не применяются.

Например, при ввозе сельди, макрели и некоторых других рыб пошлины установлены в размере 15% ее стоимости, которые действуют с 16 июня по 14 февраля.

Однако с 15 февраля по 15 июня ввоз этой рыбы освобожден от пошлины. 8. К таможенному тарифу ЕС имеется приложение с перечнем продуктов, по которым ввозная таможенная пошлина установлена в зависимости от установленной фиксированной входной цены на эти продукты в определенный период года (сезона ввоза), что способствует стабилизации цен на внутреннем рынке Сообщества и создает условия для переработки продукции.

Список содержит: овощи (помидоры, огурцы, артишоки, кабачки, помидоры и др.), плоды цитрусовых (апельсины, мандарины, лимоны), виноград, яблоки, груши и айву, абрикосы, персики, вишни, сливы, а также фруктовые соки (включая виноградный), виноградные вина.

При этом следует отметить, что уровень обложения ввозной пошлиной возрастает как при снижении входных цен на ввозимые продукты, так и в период массового сбора урожая (производства). Установление предельных сезонных входных цен существенно сдерживает импорт продукции с низкими ценами, что стимулирует развитие внутреннего производства и рынка за счет использования собственных сырьевых источников.

Кроме того, в целях обеспечения потребности в некоторых продуктах для переработки и внутреннего потребления в определенный период и при определенной цене допускается их беспошлинный ввоз (например, отдельных сортов яблок и другой продукции).

При ввозе натурального виноградного сока и молодого виноградного вина (при использовании установленных уровней входных цен, независимо от сезона) применяются повышенные таможенные платежи.

Например, по натуральному виноградному соку при уровне входных цен от 42,5 до 39,1 евро за гектолитр (евро/гкл) ставка составляет 22,4% от цены плюс 0,8 — 3,4 евро/гкл в зависимости от цены, но при цене ниже 31,1 евро уплачивается адвалорная ставка плюс 27 евро/гкл. При цене концентрированного сока 209,4 — 192,6 евро ставки составят 22,4% плюс 4,2 — 16,8 евро/гкл (но при цене ниже 192,6 евро уплачивается 22,4% плюс 131 евро/гкл).

При использовании тарифной квоты применяется только ставка 22,4% от цены. При импорте молодого виноградного вина (алкоголь до 1% vol) применяются ставки, установленные по виноградному соку, плюс дополнительные таможенные платежи в размере 20,6 евро за 100 кг веса продукции.

9. Поддержка внутренних производителей осуществляется также путем использования беспошлинного ввоза или применения низких таможенных тарифов на товары, ввозимые для производства, переработки или социальных потребностей населения Сообщества. По большинству продовольственных товаров установлены специфические ставки пошлин, исчисляемые в евро к физической единице товара, что обеспечивает конкурентоспособность этих товаров и относительную стабильность потребительских цен внутри Сообщества.

К тому же при ввозе хлебных злаков исчисляются и применяются пошлины на таком уровне и таким способом, чтобы обеспечить эффективную поддержку установленной Сообществом порога цены. Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества 27.11.2009 принял Решение о вступлении в силу с 01.01.2010 пакета основополагающих документов для практического функционирования таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, в том числе: Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008; Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единого таможенного тарифа таможенного союза и других нормативно-правовых актов. Кроме того, принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009, неотъемлемой частью которого является Таможенный кодекс Таможенного союза.

Анализ документов, принятых в ходе подготовки упомянутых решений, свидетельствует о сложности и длительности согласования многих вопросов, затрагивающих интересы договаривающихся сторон, прежде всего финансовых аспектов формирования доходной и расходной части национальных бюджетов государств в связи с введением Единого таможенного тарифа (ЕТТ).

Согласование ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ по отдельным позициям достигнуто при условии применения отдельными странами более низких или более высоких ставок ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками ЕТТ в течение переходного периода (до 5 лет). При этом следует отметить, что ставки ЕТТ были сформированы в основном на базе ставок ввозных таможенных пошлин, действующих в Российской Федерации (со всеми их преимуществами и недостатками). Такой подход формирования ЕТТ позволяет с наименьшими издержками обеспечить в переходный период налаживание хозяйственных связей производителей и организацию производства и сбыта продукции в новых условиях.

В связи с вступлением в силу упомянутых выше основополагающих документов и передачей Комиссии таможенного союза определенных полномочий по ведению ЕТТ Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация обязаны внести соответствующие изменения в свои нормативные правовые и законодательные акты.

Учитывая, что в настоящее время завершается процесс формирования таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с участием Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, было бы целесообразно учесть при подготовке нормативных правовых актов этого союза опыт таможенно-тарифного регулирования ввоза и вывоза товаров ЕС.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

4 thoughts on “Евросоюз таможенная пошлина

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+