Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Земельное право - Если нет в перечне объектов по кадастровой стоимости

Если нет в перечне объектов по кадастровой стоимости

Как организации рассчитать налог на имущество, если недвижимость попала в «кадастровый» перечень объектов по ошибке?

Дата публикации: 19.01.2016 12:30 (архив) Если региональные власти по ошибке внесли объект недвижимости в перечень объектов, по которым налог на имущество определяется на основании кадастровой стоимости, то такой объект должен быть исключен из этого перечня. Значит, налог на имущество в отношении данной недвижимости в соответствующем году следует рассчитать исходя из среднегодовой стоимости объекта. Такое же правило действует в том случае, когда есть судебное решение о неправомерном включении объекта в перечень, но нет постановления органа власти субъекта РФ об исключении этого объекта из данного перечня.

Объекты, в отношении которых налог на имущество рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в .

В частности, это:

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  2. нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания или фактически используемые для размещения таких объектов.

В отношении названных видов объектов недвижимости налог на имущество определяется исходя из их кадастровой стоимости только в том случае, если в регионе принят соответствующий закон, а конкретный объект включен в специальный региональный перечень ().

Такой перечень составляется один раз в год по состоянию на 1 января очередного налогового периода. Добавить в этот перечень новые объекты в течение года уже нельзя, поскольку это не предусмотрено . А вот исключить объект из указанного перечня на соответствующий налоговый период можно. Дело в том, что на практике бывают случаи, когда объекты недвижимости попадают в указанный перечень по ошибке или неправомерно.

Дело в том, что на практике бывают случаи, когда объекты недвижимости попадают в указанный перечень по ошибке или неправомерно.

В такой ситуации ошибочно (неправомерно) внесенные объекты необходимо исключить из перечня. При этом соответствующая информация должна быть опубликована на том же сайте, на котором был размещен первоначальный вариант перечня на налоговый период.

Соответственно, если объект недвижимости в течение года был исключен из «кадастрового» перечня, то сумму налога за весь налоговый период следует рассчитать исходя из среднегодовой стоимости объекта.

Аналогичный порядок исчисления налоговой базы действует и в том случае, когда есть судебное решение о неправомерном включении объекта в перечень, но нет постановления органа власти субъекта РФ о том, чтобы исключить объект из данного перечня. Поделиться:

Включение объекта недвижимости в перечень объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости можно оспорить

С 2014 года большое количество компаний столкнулась с проблемой расчета и уплаты налога на имущество, когда в качестве базы для расчета налога берется кадастровая стоимость такого здания или строения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ и Законом г. Москвы от 05.11.2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций».

В результате нового расчета суммы налога у многих московских предприятий налоговая нагрузка выросла в разы, в десятки, а то и сотни раз! Налоговая нагрузка на организации растет из года в год Актуальность проблемы заключается в том, что включение зданий в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее в тексте статьи «Перечень»), производится каждый год с 2014 года.

И данный процесс носит лавинообразный характер, поскольку критерии – площадь строения, рассматриваемого в качестве объекта налогообложения, — ежегодно пересматриваются с целью включения максимального количества предприятий и увеличения налоговой нагрузки на все большее количество организаций Москвы.

Так, в Перечень 2014 года было включено 1816 объектов, на 2015 год — 5386 объектов, на 2016 год — 7183 объекта, а на 2017 год — 23 835 объектов! Дополнительным фактором актуализации проблемы в 2017 году явилось утверждение в ноябре 2016 года Правительством Москвы новых результатов кадастровой оценки земельных участков и зданий, применяемых с 1 января 2017 года.

Согласно подпункту 2 ст.1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2017 г. налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв.

метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В 2016 году критерий площади равнялся от 2000 квадратных метров, а в 2015 рассматривали здания более 3000 квадратных метров.

Величина имущественного налога – это особенно острая проблема для производственных предприятий города Москвы, когда их заводоуправления, лабораторно-исследовательские корпуса Департаменты Правительства Москвы, Государственная инспекция по недвижимости, а вслед за ними и налоговые органы, рассматривают в качестве административно-деловых центров, в которых размещены офисные помещения, в соответствии с содержанием статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Данной статьей установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания…».

В соответствии с пунктом 3 ст.378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом: — здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); — фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Объект недвижимости: здание, строение, сооружение, может попасть в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а соответственно и налог на имущество по такому зданию будет исчисляться на основе его кадастровой стоимости в зависимости от двух причин:

  • или здание фактически используется под офисные помещения, объекты торговли, бытового обслуживания, в том числе не только собственником зданий, но и арендаторами.
  • вида разрешенного использования арендуемого Вами или Вашего собственного земельного участка, на котором расположено здание;

Рассмотрим оба основания.

В отношении первого пунктом 1 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Необходимо подчеркнуть, что в предыдущей редакции содержалось ограничение по площади для таких объектов недвижимого имущества – «общей площадью свыше 3000 кв. метров», — однако с 12 июля 2017 года такое ограничение снято.

Поэтому со следующего года мы ожидаем существенное дополнение Перечня всеми зданиями, которые ранее имели площадь менее 3000 кв. метров. На основании ЗК РФ и ГрК РФ организация вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования выбрать вид разрешенного использования земельного участка из всех видов разрешенного использования, указанных в градостроительном плане земельного участка и установленных градостроительным регламентом территориальной зоны. ГрК РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка до утверждения правил землепользования и застройки применительно к городу Москве установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП

«О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве»

пунктом 3.2 которого в действующей на сегодня редакции предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540

«Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»

. В предыдущей редакции 363-ПП было установлено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39

«Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»

(далее — Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии — на основании фактического использования такого земельного участка.

Проанализировав судебную практику, можно выделить три практически существующих случая определения вида разрешенного использования земельного участка: а) вид разрешенного использования определен договором аренды земельного участка. Подобное характерно для долгосрочных договоров аренды, заключенных в 1990е годы, которые не изменялись впоследствии. В этом случае вид разрешенного использования будет иметь лишь словесное определение – например,

«для эксплуатации производственных и административно-деловых зданий»

; б) вид разрешенного использования земельного участка определен приказом МЭРТ РФ от 15 февраля 2007 года N 39.

Наиболее часты случаи указания следующих видов разрешенного использования – 1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; или 1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения; или 1.2.9.

Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; в) вид разрешенного использования земельного участка определен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540. В этом случае разрешенное использование будет установлено по классификатору.

Для примера: «пищевая промышленность» (6.4); склады (6.9); деловое управление (4.1); магазины (4.4) и так далее. Судебные решения за 2014 – 2017 года выработали подход соотношения вида разрешенного использования конкретного земельного участка со следующими двумя: 1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; и 1.2.7.

Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения. Если у предприятия в кадастровом паспорте земельного участка, арендуемого или находящегося в собственности, указан хотя бы один из данных двух видов разрешенного использования земельного участка, то располагающееся на нем строение будет включено в Перечень.

Обратим внимание, что фактическое использование предприятием такого строения во внимание не берется – будь в нем хоть производственный цех, всё равно по «земельному» критерию налог будет увеличен. В качестве примера подобного дела можно привести рассмотрение Верховным судом РФ 30 марта 2017 года дела № 5-АПГ17-25, в котором суд прямо указал, что: «Таким образом, расположение указанного здания на земельном участке с видом разрешенного использования, который предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, позволяет отнести названный объект недвижимости к торговому центру на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы «О налоге на имущество организаций».

При этом не имеют правового значения доводы *** о фактическом неиспользовании помещения, поскольку здание, в котором находится нежилое помещение, принадлежащее административному истцу, правомерно включено Правительством Москвы в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость». В случае если вид разрешенного использования земельного участка установлен в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г.

N 540, то в судебных решениях будет определено его соотношение с классификацией по приказу МЭРТ РФ от 15 февраля 2007 года N 39. Например, в делах № 5-АПГ17-31, № 5-АПГ17-52 Верховный суд РФ соотнес «деловое управление (4.1.)» с «земельными участками, предназначенными для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7.).

В обоих случаях решение было вынесено в пользу Правительства Москвы, а внесения объектов недвижимости в Перечень было признано правомерным. Может возникнуть ситуация, когда здание, являющееся объектом повышенного налогообложения по налогу на имущество, расположено на двух земельных участках, где лишь один из них предназначен для использования под офисные здания или объекты общественного питания, бытового обслуживания и торговли.

К сожалению даже если существенно меньшая часть здания попадает на такой участок, то шансы исключить его из Перечня малы, как указано в деле № 5-АПГ17-28, рассмотренном Верховным судом РФ 18 мая 2017 года. Поскольку Правительство Москвы в случае неуспеха в Мосгорсуде (первой инстанции по подобного рода делам) всегда обращается с апелляцией в Верховный Суд РФ, рассмотрим некоторые случаи из практики данного суда за конец 2016 – первую половину 2017 года.

Поскольку Правительство Москвы в случае неуспеха в Мосгорсуде (первой инстанции по подобного рода делам) всегда обращается с апелляцией в Верховный Суд РФ, рассмотрим некоторые случаи из практики данного суда за конец 2016 – первую половину 2017 года. И, несмотря на достаточную сложность оспаривания включения зданий в Перечень по данному основанию, мы можем извлечь следующие полезные для налогоплательщика практические выводы: — в случае, когда виды разрешенного использования земельного участка, предусматривающие повышение налоговой базы, упомянутые выше 1.2.7. и 1.2.5., были ошибочно установлены распоряжением Правительства Москвы, то успешное оспаривание такого распоряжения в арбитражном суде дает хорошие основания для исключения объектов недвижимого имущества из Перечня (см.

Апелляционное определение ВС РФ от 10 ноября 2016 года №5-АПГ16-80).

И наоборот, если такое распоряжение Правительства не оспорено, то суд не сможет вынести решение в пользу налогоплательщика (см.

Апелляционное определение ВС РФ от 18 мая 2017 года №5-АПГ17-31); — в случае наличия смешанного назначения участка: и для производственных целей и для размещения общественно-деловых объектов, при фактическом использовании зданий, располагающихся на таком земельном участке в производственной деятельности, есть возможность также достижения цели по устранению повышенного налогового бремени (см.
Апелляционное определение ВС РФ от 18 мая 2017 года №5-АПГ17-31); — в случае наличия смешанного назначения участка: и для производственных целей и для размещения общественно-деловых объектов, при фактическом использовании зданий, располагающихся на таком земельном участке в производственной деятельности, есть возможность также достижения цели по устранению повышенного налогового бремени (см.

Апелляционное определение ВС РФ от 13 марта 2017 года №5-АПГ16-132); — если земельный участок предоставлен

«для проектирования и строительства многофункционального комплекса зданий»

, то старые строения, расположенные на нем, законсервированные для сноса и фактически не используемые под офисы, объекты бытового обслуживания, общественного питания и торговли будут также исключены судом из Перечня (см. Апелляционное определение ВС РФ от 30 марта 2017 года №5-АПГ17-26); — имеет практическую ценность и возможность получения распоряжения Правительства Москвы об изменении вида разрешенного использования с 1.2.7.

или 1.2.5. в соответствии с фактическим использованием земельного участка. В этом случае со следующего налогового периода объекты недвижимого имущества могут быть обоснованно исключены из Перечня (см. Апелляционное определение ВС РФ от 30 марта 2017 года №5-АПГ17-16).

Второе основание включения объекта недвижимого имущества в Перечень – фактическое использование такого здания, строения, сооружения. Согласно подпункту 2 ст.1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2017 г.

налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении: отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Сразу подчеркнем, что рассматриваемым критерием является именно «как используется здание», а не «кто использует здание». То есть, если собственник сдает строение или большую часть помещений в нём в аренду производственным компаниям, то такое здание не будет признано подлежащим включению в Перечень по критерию фактического использования.

Подобные кейсы были неоднократно рассмотрены судами.

Например, аналогичное дело было рассмотрено Верховным судом РФ 08 декабря 2016 года по делу № 5-АПГ16-83 или делу № 5-АПГ16-113. Итак, на основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ

«О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

постановлением правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. Согласно пункту 1.2 данного порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

В соответствии с пунктом 2.4 вышеуказанного Порядка, в целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда Госинспекция по недвижимости должна использовать информацию, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, документы технического учета и иные документы, полученные в установленном порядке от органов исполнительной власти, в том числе Департамента городского имущества города Москвы, подведомственных органам исполнительной власти организаций. Госинспекция по недвижимости обрабатывает массив данных по строениям с начала 2017 года площадью более 1000 квадратных метров по Москве. Далее каждое строение осматривается инспекторами Госинспекции в соответствии нормами Постановления № 257-ПП на предмет его фактического использования.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 1.5 этого же порядка). Инспекторы работают четко по Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 г. № 257-ПП. итогом их работы является единственный документ – Акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения (далее «Акт о фактическом использовании здания»).

Данный акт содержит один из двух выводов: а) Здание (строение, сооружение) и нежилое помещение фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, или б) Здание (строение, сооружение) и нежилое помещение фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Как показала практика общения с предприятиями г.

Москвы, инспекторы Госинспекции вопреки сложившейся судебной практике не принимают во внимание вид деятельности компании – собственника здания или компании-арендатора здания или помещений в нем, совершают процедурные и методологические ошибки в нарушение Методики осмотра, утвержденной Постановлением Правительства Москвы 257-ПП.

Нередки случаи, когда по итогам разных проверок одного и того же здания, помещения в котором не перестраивались и функциональное назначение которых не менялось, в расчетах и выводах содержатся отличающиеся друг от друга пропорции офисных и неофисных площадей. Между тем такой Акт о фактическом использовании здания принимается судами как основное доказательство при рассмотрении вопроса об исключении строения из Перечня.

И, обратите внимание, отдельно оспорить легитимность содержание такого акта на основании процедурных нарушений при проведении проверки, на основании несоответствия приведенных в акте расчетов установленной методике, как установлено судами различных инстанций, невозможно. В подтверждение сказанного можно обратиться к Постановлению Арбитражного суда Московского Округа от 15.06.2016 г. по делу № А40-239280/15, в котором содержатся следующие выводы: «1.

Оспариваемый акт в том виде, в котором он изложен, не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в арбитражном суде.

  • Оспариваемый акт непосредственно не затрагивает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора.
  • Нормами действующего законодательства возможность оспаривания в суде самого акта, в котором отражены результаты проверки, а также иных документов, составляемых в ходе проверки, не предусмотрено (установил суд первой инстанции)».

Пути выхода из конфликтной ситуации Итак, если по итогам разных проверок одного и того же здания Госинспекцией, в расчетах и выводах содержатся отличающиеся друг от друга пропорции офисных и неофисных площадей, то мы советуем компаниям следующее: — во-первых, тщательно собирать документацию по каждой проверке Госинспекцией – от поручения на проверку до получения копии Акта о фактическом использовании здания; — во-вторых фиксировать с помощью системы контроля учета доступа на предприятие время, дату и персональный состав пришедших на проверку должностных лиц; — в-третьих самостоятельно или в случае отсутствия навыков с помощью экспертов провести проверку содержания Акта о фактическом использовании здания на предмет правильной классификации фактического использования каждого помещения и соответствия сделанных Госинспекцией расчетов утвержденной методике обследования.

Все полученные и собранные данные о процедурных и методических недостатках, допущенных как при самой проверке, так и в Акте о фактическом использовании здания помогут при оспаривании в суде факта включения конкретного здания в Перечень. Примерно половина судебной практики, положительной для налогоплательщиков, связана с противоречиями между выводами в Актах о фактическом использовании здания. Дела, рассмотренные Верховным Судом РФ под №№ 5-АПГ17-2, 5-АПГ17-10, 5-АПГ17-13, 5-АПГ17-14, 5-АПГ16-128, 5-АПГ16-127, 5-АПГ16-111, 5-АПГ16-101, 5-АПГ16-128, 5-АПГ16-65, 5-АПГ16-91 и иные сводятся к именно к противопоставлению акта осмотра зданий в 2014 году, когда был сделан вывод об использовании налогоплательщиков помещений в здании для размещения офисов, объектов бытового обслуживания, общественного питания и торговли, с актом осмотра того же здания в 2016 году, и вывод был уже прямо противоположный.

Истцы в этом случае успешно доказывают факт, что ничего не менялось в здании, как конструктивно, так и фактически. Отдельным доказательством послужит наличие независимого экспертного заключения о различиях между «отрицательным» и «положительным» Актами о фактическом использовании здания как в квалификации помещений, так и в числовых данных расчетов.

Иная ситуация с проработкой доказательственной базы в случае, когда Акт о фактическом использовании здания был изначально с отрицательным выводом для предприятия, и повторного положительного акта осмотра не было, или же еще больше – повторный акт также установил, что здание подлежит включению в Перечень. Ситуации такие встречаются часто, и мы рекомендуем сделать следующее: — получить независимый экспертный отчет о неиспользования спорного здания в целях размещения офисов, объектов бытового обслуживания, общественного питания и торговли после проведения независимого экспертного обследования такого объекта. Как правило, при проведении обследования используются как нормы Методики проведения осмотра, утвержденной в 257-ПП, так и выводы судебной практики, что инспектора Госинспекции в большинстве своём не делают.

Особенно важно, что такие экспертные заключения успешно принимаются судами в качестве доказательства фактического использования здания; — собрать все имеющиеся документы, которые касаются видов деятельности истца. Конечно, деятельность не должна включать в себя оказание бытовых услуг, услуг по организации общественного питания, торговлю, размещение сдаваемых в аренду офисных помещений. Хорошо, если виды деятельности будут подтверждаться наличием лицензий, заключенными договорами, наконец, уставом и присвоенными кодами ОКВЭД.

Примерами положительных исходов судебных разбирательств могут послужить дела, рассмотренные Верховным судом № 5-АПГ17-22, № 5-АПГ16-116. В то же время отрицательным результатом рассмотрения обращения истца может послужить кейс по делу № 5-АПГ16-117 от 16 февраля 2017 года, в котором компания оказывала услуги как юридическим лицам, так и гражданам в одном и том же помещении. В результате этого ни суд, ни Госинспекция не смогли отделить те площади, которые используются под бытовые услуги, и те, которые используются для ремонта коммерческого автотранспорта.

Данный пример четко характеризует важность и скрупулёзность проработки соотношения вида деятельности с Общероссийскими классификаторами услуг и видов деятельности. — подтвердить факты использования здания в едином производственном процессе и размещения в нём сопутствующих производству служб. Кабинеты бухгалтерии, отдела продаж, отдела кадров, юридического отдела и иных подобных служб безальтернативно относятся Госинспекцией к офисным площадям.

Тогда как суды чётко относят эти помещения именно к кабинетам – термину, используемому в технической документации.

Если существуют конструктивные особенности, когда например, здание заводоуправления соединено с цехами переходами, или если есть огороженный охраняемый периметр территории с ограниченным контролируемым доступом к спорному зданию, то данные факты также стоит использовать в своей аргументации, как это делали истцы, например, в делах № 5-АПГ16-116, № 5-АПГ15-43.

В заключение нашей статьи, посвященной уменьшению затрат компаний по налогу на имущество путем исключения из Перечня самого здания – объекта налогообложения, отметим, что практика составления Перечня Правительством Москвы тем интересна, что даже достижение успеха предприятием по исключению своего объекта недвижимости из Перечня в конкретном году путем получения соответствующего решения суда абсолютно не означает, что тот же самый объект недвижимости не будет включен в Перечень на следующий год.

В судебной практике можно проследить такие случаи, когда налогоплательщики вынуждены ежегодно обращаться в Мосгорсуд по исключению одного и того же здания из перечня. Примером могут послужить ежегодные процессы между Правительством Москвы и АО «Косметическое объединение «СВОБОДА», когда предприятие методично каждый год исключает свое здание заводоуправления из действующих редакций Перечня на 2015, 2016, 2017 года, а Правительство Москвы на основании ежегодных осмотров Госинспекции также регулярно добавляет это здание на следующий же год (см.

Определение ВС РФ от 02 сентября 2015 года № 5-АПГ15-43, Апелляционное определение ВС РФ от 21 июля 2016 года № 5-АПГ16-42, Апелляционное определение ВС РФ от 22 июня 2017 года № 5-АПГ17-53). Поэтому мы, прежде всего, рекомендуем предприятиям взять за правило ежегодно отслеживать новую редакцию Перечня на предмет появления в нем своих объектов недвижимого имущества, чтобы не столкнуться с неожиданным увеличением своего налогового бремени. В случае если Ваше здание попало в Перечень – первично или повторно, – то оперативно самостоятельно или с помощью внешних экспертов оценить свои перспективы в суде на основе имеющихся доказательств.

И если они существуют — добиваться в суде справедливости. Статья подготовлена совместно с Сергеем Говоровым, директором по юридическим и кадровым вопросам АО «СВОБОДА».

Нет кадастровой стоимости, нет и налога на имущество

Как следует рассчитать налог на имущество по недвижимости, включенной в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, если такая стоимость отсутствует?

Этим вопросом задаются не только организации, но и налоговики. Минфин России в подготовил разъяснения по данному вопросу, которые ФНС России оперативно направила налоговым органам на местах (письмо от 29.09.2017 № Глава 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ предусматривает два варианта определения налоговой базы. По общему правилу это среднегодовая стоимость имущества, признаваемого в бухгалтерском учете основными средствами (п.

1 ст. 375 НК РФ). При этом по отдельным объектам недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 375 НК РФ). Правила расчета налоговой базы по недвижимости установлены в ст.

378.2 НК РФ. Они применяются при одновременном соблюдении трех условий. Во-первых, вид недвижимости должен быть поименован в п. 1 ст. 378.2 НК РФ. Во-вторых, субъект РФ должен утвердить в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Только после этого региональные власти могут принять закон об уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимости (п.

2 ст. 378.2 НК РФ). И в-третьих, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество должен определить перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Практика показывает, что иногда недвижимый объект есть в перечне, а кадастровой стоимости у него нет. Как в этом случае рассчитывается налоговая база?

Исходя из среднегодовой стоимости недвижимого имущества? В комментируемом письме специалисты Минфина России пришли к следующему выводу. Если кадастровая стоимость недвижимости не определена в течение налогового периода, то положения ст.

378.2 НК РФ не применяются в отношении такого объекта. Финансисты указали, что в Налоговом кодексе отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок расчета налоговой базы в рассматриваемом случае. Более того, в п. 2 ст. 378.2 НК РФ прямо сказано, что после принятия субъектом РФ закона, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, переход к расчету налоговой базы в отношении такой недвижимости исходя из их среднегодовой стоимости не допускается.

Поэтому в ситуации, когда недвижимость включена в соответствующий перечень, но у нее отсутствует кадастровая стоимость, налог на имущество не уплачивается.

Как решить проблемы с кадастровым перечнем и отстоять право на расчет по кадастровой стоимости?

24 апреляСтоимость недвижимости обычно настолько велика, что метод расчета налога на имущество организаций критичен для многих компаний. Как отстоять свое право на расчет по кадастровой стоимости?Компании должны платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости только по тем объектам недвижимости, которые включены в специальный перечень, установленный субъектом Федерации.

В каждом регионе он свой. Если вашего имущества в перечне нет, то налог нужно рассчитывать и платить исходя из среднегодовой стоимости.Исключение из общего правила действует только для той недвижимости, которая указана в подпунктах 3 и 4 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса (НК). Даже если этих объектов нет в региональном перечне, платить налог на имущество нужно по их кадастровой стоимости.«Какой из двух способов расчета выгоднее с точки зрения налоговой оптимизации, зависит от каждого конкретного случая.

Однако компаниям выбирать не приходится — сумма налога напрямую связана с перечнем.

Критерии, по которым недвижимость включают или исключают из него, прописаны в п.

7 ст. 378.2 НК. Например, исходя из кадастровой стоимости нужно рассчитывать налог с административно-деловых центров, торговых комплексов и помещений в них, а также зданий и помещений, которые используют под офисы и магазины», — говорит .Несмотря на прозрачность критериев, многие бизнесмены сталкиваются с ситуацией, когда их недвижимости в перечне нет, хотя по общему правилу она там должна быть, или наоборот.

Разберемся, как это можно исправить.Что делать, если объект необоснованно включили в перечень?Чтобы решить, как исправить ситуацию, определите, по какому критерию объект решили включить в перечень. Обычно на это есть две основные причины.Здание расположено на земельном участке, который предназначен для размещения офисов, объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания, но вы фактически не используете его для указанных целей. Тогда можно выбрать один из вариантов:

  1. обратиться в Госинспекцию по недвижимости с просьбой составить акт обследования. Такое действие возможно, если изменение вида разрешенного использования нецелесообразно, но объект недвижимости фактически используется для вышеуказанных видов деятельности менее чем на 20% площади. Для московской недвижимости важно получить результаты обследования госинспекции до 30 июня 2020 года. Это позволит заявить о применении льготы и снизить налог в четыре раза (п. 2.3 ст. 4.1 закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64).
  2. обратиться в департамент городского имущества с просьбой изменить вид разрешенного использования земельного участка;

В инспекцию поступили сведения о том, что вы используете больше 20% общей площади объекта капитального строительства для размещения офисов, магазинов, ресторанов и объектов бытового обслуживания.

Такие данные, как правило, получают из результатов обследования Госинспекции по недвижимости. В этом случае можно выбрать один из следующих вариантов:

  1. при несогласии с указанным актом запросите повторное обследование в госинспекции. Помните, что допущенные Госинспекцией по недвижимости нарушения, которые будут выявлены в результате повторного обследования, можно оспорить в суде;
  2. если после проведения Госинспекцией по недвижимости обследования фактическое использование объекта изменилось, потребуйте акт, который подтвердит отсутствие таких видов использования объекта. Документ нужно подготовить до 31 декабря того года, который предшествует году исключения объекта из перечня.

Если объект недвижимости включили в перечень одновременно по нескольким критериям, с которыми вы не согласны, проведите нужные действия для каждого из них.После того как департамент экономической политики и развития города или суд признают, что вашу недвижимость включили в перечень необоснованно, объект считается исключенным из него.Если исключение объекта недвижимости из перечня невозможно, рассмотрите способы снижения налога с помощью различных льгот (указаны в ст. 4.1 закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64).Что делать, если объект забыли внести в перечень?Бывают случаи, когда недвижимость не включили в перечень, но компании выгоднее платить налог по кадастровой стоимости, а не по среднегодовой.

Такие примеры встречаются в основном по новым объектам: стоимость их строительства (и, соответственно, первоначальная среднегодовая стоимость) выше, чем рассчитанная в рамках ГКО кадастровая стоимость.Даже когда кадастровая и среднегодовая стоимость объекта сопоставимы, решающее значение имеют ставки по налогу на имущество организаций. Так, ставка налога по среднегодовой стоимости в Москве составляет 2,2%, а по кадастровой — 1,7%. Разница в ставках, на первый взгляд, небольшая, но зачастую оказывается внушительной суммой.«Перечень составляется (и ежегодно дополняется) исходя из сведений ЕГРН на момент формирования (как правило, октябрь года, предшествующего налоговому периоду).

В течение налогового периода перечень дополняться не может. Все выявленные в течение года объекты можно включить в перечень лишь на следующий налоговый период (п. 10 ст. 378.2 НК). Например, сведения о здании, не включенном в перечень на 2020 год, будут учтены при формировании перечня объектов недвижимого имущества на 2021 год», — поясняет .Если объект недвижимого имущества не включен в перечень, собственник может оспорить бездействие госоргана, который отвечает за его формирование.

Объект могут включить в перечень на текущий год, только если бездействие госоргана признают незаконным (например, дело № А51-18780/2016).Эксперты Consul Group выпустили первый Business Guide для собственников коммерческой недвижимости в Москве.

Это пособие – единственное в своем роде – представляет собой сборник самой актуальной правовой информации на 2020 год. Включает в себя аналитику по вопросам действующего законодательства и примеры судебной практики, собранные за последние 10 лет.Получить его можно только в печатной версии, оставив запрос . Но специально для мы подготовили несколько аналитических обзоров – выдержек из глав нашего гайда.

Первый уже доступен на сайтах РБК.Pro и Consul Group.

Налог на имущество организаций

^ Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода (): Сумма налога=Ставка налога* Налоговая база Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода: Сумма налога=Ставка налога* Налоговая база — Cумма авансовых платежей Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. Сумма авансового платежа по налогу в отношении имущества, облагаемого налогом по среднегодовой стоимости, исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества (за исключением имущества, указанного в абзацах первом — третьем пункта 24 ), определенной за отчетный период в соответствии с В отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляется с учетом особенностей, установленных .

Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном , с учетом следующих особенностей:

  1. сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, умноженная на соответствующую налоговую ставку;
  2. в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 3 или 4 пункта 1 , была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта;
  3. в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 1 или 2 пункта 1 , была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ без учета положений ;
    • в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 3 или 4 пункта 1 , была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта;
    • в случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 , не определена, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ без учета положений .
  4. в случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 , не определена, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ без учета положений .

Порядок и сроки уплаты налога (авансовых платежей по налогу) Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации или только с субъектом Российской Федерации, или с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка и (или) сроков уплаты налога, в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.

Для организаций, включенных на 01.03.2020 в соответствии с

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, и занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых Правительством Российской Федерации, а также для организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если законами субъектов Российской Федерации предусмотрена уплата авансовых платежей по налогу, данные авансовые платежи подлежат уплате за первый квартал 2020 г. – не позднее 30.10.2020; за второй квартал 2020 г. – не позднее 30.12.2020. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление указанных сроков уплаты, а также продлевать сроки уплаты для отдельных категорий налогоплательщиков.

При принятии таких нормативных правовых актов и установлении критериев определения этих категорий налогоплательщиков учитываются основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2020 года; данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет ФНС России, в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

One thought on “Если нет в перечне объектов по кадастровой стоимости

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+