Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - 223 фз для начинающих просто

223 фз для начинающих просто

223 ФЗ — простыми словами! (ст. 3, ч. 1). Принципы закупок

6 сентября 2020Сегодня мы рассмотрим первую часть третьей статьи Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред.

от 01.05.2019)

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

.

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  • информационная открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Эти принципы распространяются на всех участников закупки, а закон непосредственно предписывает, что руководствоваться данными правовыми принципами при закупке товаров, работ, услуг должны Заказчики.Особая значимость правовых принципов закупки товаров, работ, услуг обусловлена рамочным характером 223-ФЗ, из-за чего принципы выступают основным правовым средством (критерием) оценки законности (незаконности) действий участников и справедливости определения победителей закупок. Поэтому данные принципы нередко выступают также в качестве критериев правовой оценки принимаемых решений и действий при осуществлении соответствующими органами контроля и надзора в сфере закупок, при проведении проверок, при рассмотрении судебных дел и т.п.Данные принципы вытекают из и соотносятся с принципами .Теперь поподробнее рассмотрим каждый принцип:1.

Принцип информационной открытости закупки. Это означает: а) свободный и безвозмездный доступ к информации о каждой закупке; б) достоверность и полноту информации о закупке.Законом гарантируются возможность бесплатного ознакомления с документацией (извещением) по закупкам и другими материалами. В первую очередь информационная открытость обеспечивается посредством размещения информации в сети Интернет.

Поэтому вся информация о закупках, подлежащая обязательному размещению в соответствии с 223-ФЗ, должна быть размещена заказчиком на официальном сайте .

2. Принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.Этот принцип включает в себя четыре логично выстроенных требования по отношению ко всем участникам закупки:Требование равноправия по отношению к участникам закупки представляет из себя принцип равенства всех перед законом и судом. То есть всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности.

Избирательный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.Требование справедливости выражается в равенстве всех участников закупки и заключении договора с тем из них, кто на конкурентной основе лучше других и в точном соответствии с положениями закона выполнил условия закупки.Отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки является конкретным проявлением более широкого по содержанию принципа обеспечения конкуренции. А под дискриминационными условиями понимается неравное положение одного хозяйствующего субъекта перед другим (п.

8 той же статьи).3. Принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Простыми словами — это эффективность осуществления закупок.В соответствии с 223-ФЗ заказчик не получает денежные средства из бюджета и сам определяет условия их расходования. Поэтому применительно к 223-ФЗ целевым расходованием денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг следует признавать расходование их на цели, определенные в установленном порядке самим заказчиком.Однако это не отменяет требования закона об экономически эффективном расходовании денежных средств и сокращении издержек заказчика при осуществлении закупок.

Такие требования предполагают, что при приобретении товаров, работ, услуг заказчик должен минимизировать свои издержки.В настоящее время основным критерием экономической эффективности выступает цена договора (как начальная максимальная, так и итоговая, определенная по результатам закупки), которая должна быть обоснованной. В цену договора должны закладываться по возможности все издержки заказчика (связанные с доставкой товара, выполнением работ, оказанием услуг, уплатой налогов и сборы, страхованием, транспортными расходами, монтажом и вводом в эксплуатацию и т.п.).4.

Принцип отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.Соблюдение данного принципа во многом зависит от правильного понимания ключевого понятия «неизмеряемые требования». «Неизмеряемые требования» — это требования, которые не могут быть в достаточной степени точно определены (подсчитаны, измерены) и не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупки.

«Измеряемость требований» предполагает наличие количественных или качественных характеристик.Устанавливая запрет на подобные требования, 223-ФЗ не определяет каких-либо обязательных требований к участникам закупки, предоставляя такое право заказчику. Обычно такие требования применяются к оценочным критериям: квалификации, опыту работ, наличию финансовых и иных ресурсов участника закупки или к предлагаемым им товарам, работам, услугам.Если требования — это установленные заказчиком в документации о закупке и обязательные для исполнения участниками закупки предписания, то критерии — это установленные заказчиком в документации о закупке параметры, по которым предполагается оценивать каждую заявку в отдельности и сопоставлять по результатам такой оценки заявки между собой.

Обычно такие требования применяются к оценочным критериям: квалификации, опыту работ, наличию финансовых и иных ресурсов участника закупки или к предлагаемым им товарам, работам, услугам.Если требования — это установленные заказчиком в документации о закупке и обязательные для исполнения участниками закупки предписания, то критерии — это установленные заказчиком в документации о закупке параметры, по которым предполагается оценивать каждую заявку в отдельности и сопоставлять по результатам такой оценки заявки между собой.

Критерии могут различаться в зависимости от способа закупки и представляют собой, в отличие от требований, не обязательные показатели, а пожелания заказчика.Если какие-либо критерии (подкритерии) в документации конкретно не установлены, показатели участников по ним должны оцениваться как равные.Конечно, представленные участниками закупки заявки могут оцениваться членами закупочной комиссии субъективно, но наиболее объективными и справедливыми они будут при наличии формализованных измеряемых показателей (критериев). Исходя из принципа недопустимости установления неизмеримых требований достаточно формализованным должен быть и порядок оценки и сопоставления заявок, в противном случае обязанность заказчика по установлению порядка оценки и сопоставления заявок нельзя считать исполненной.При изучении документации и составлении коммерческого предложения для участия в той или иной закупочной процедуре участнику закупки должно быть все предельно ясно и понятно.

Неизмеряемые, то есть не определенные, не конкретные требования (так же, как и трудновыполнимые и (или) обременительные требования) и критерии являются коррупционными факторами в сфере закупок.Спасибо за прочтение!

У вас остались какие-либо вопросы?

Можете задать их в комментариях к данной статье.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки.Читайте другие статьи моего канала:

Основы работы по 223-ФЗ

  1. 223-ФЗ, 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, ФАС, Электронный аукцион, ЭТП
  2. On 05.10.2017
  3. 0 Комментарии

Содержание

  1. 3 Кто должен работать по 223-ФЗ
  2. 5 Техническое задание
  3. 2 Принципы 223-ФЗ
  4. 1 Отличия между законами
  5. 6 Электронная подпись
  6. 4 Положение о закупке

Законодательство о закупках представлено двумя основными законами — 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Первый из них регулирует государственные закупки, второй распространяется на закупки, осуществляемые госкорпорациями и прочими компаниями с государственной долей. Закупок в сфере корпоративного заказа (по 223-ФЗ) проводится в несколько раз больше, чем по 44-ФЗ.

В то же время последний закон считается очень строгим, а вот 223-ФЗ называют гораздо более лояльным.

Рассмотрим принципы этого закона, механизм его работы и отличия от 44-ФЗ.Отличия между законамиЗакон 44-ФЗ является процедурным нормативным актом — в нем определены все правила проведения закупок. У заказчика практически нет возможности выбирать что-то за редким исключением — он вынужден следовать четким требованиям закона.
У заказчика практически нет возможности выбирать что-то за редким исключением — он вынужден следовать четким требованиям закона.

223-ФЗ, напротив, является рамочным законом и дает заказчику все карты в руки.

Он может устанавливать собственные правила, главное — чтобы они не противоречили требованиям законы. В этом, пожалуй, и состоит основное различие между 223-ФЗ и 44-ФЗ.Если говорить более конкретно, то разница в следующем:Регистрация в ЕРУЗ ЕИСС 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:Заказать регистрацию в ЕИС

  • 44-ФЗ позволяет производить закупку через строго определенные процедуры — аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений, а также закупку у единственного поставщика. В 223-ФЗ нет закрытого перечня процедур, так что заказчик может определять поставщика самыми различными методами.
  • В рамках 44-ФЗ на электронной торговой площадке (ЭТП) проводятся только аукционы, в рамках 223-ФЗ — любые закупки.
  • Заказчик по 44-ФЗ обязан заключить контракт с победителем процедуры, а заказчик по 223-ФЗ заключает контракт с победителем не всегда.
  • В рамках госзаказа для всех заказчиков действуют единые правила. В закупках по 223-ФЗ каждый из них устанавливает собственные правила и отражает их в Положении о закупке.
  • Разный подход к закупкам у единственного поставщика: в 44-ФЗ определен список случаев, когда это возможно, а заказчики по 223-ФЗ составляют этот список сами.

Принципы 223-ФЗКак было сказано выше, 223-ФЗ предоставляет заказчику возможность практически все определять самостоятельно. Однако правила, которые он устанавливает, не должны противоречить самому закону и его принципам.

А они таковы:

  • Поставщиком может стать любая организация или ИП. Указанный принцип устраняет сложности, с которыми раньше сталкивались малые компании, пытаясь заполучить контракт с госкорпорацией.
  • Справедливость и отсутствие дискриминации в отношении участников. Это означает, что заказчики не должны допускать необоснованных ограничений конкуренции.
  • Информационная открытость. У любого заинтересованного лица должна быть возможность посмотреть, что и на каких основаниях приобретает заказчик данной закупки.
  • Целевое и эффективное расходование денежных средств. Этот принцип означает, что не получится, например, приобретать товар у единственного поставщика по завышенным ценам, ведь такое расходование денежных средств не является эффективным.

В связи с тем, что конкретных требований закон не устанавливает, его принципы из красивых слов превращаются в механизм, посредством которого участники могут отстоять свои права. Например, заказчик установил, что поставщиком по контракту не может быть компания с оборотом меньше 10 миллионов рублей.

С одной стороны, 223-ФЗ не запрещает заказчику устанавливать собственные правила игры. С другой — указанное требование напрямую нарушает принципы закона об участии любого лица и равноправии участников.

И на этом основании поставщик, который не может принять участие в закупке из-за малого оборота, имеет право обратиться в суд. Обратите внимание, что подобного рода претензии рассматривается именно судами, поскольку ФАС имеет право рассматривать жалобы только по вполне конкретным нарушениям Закона 223-ФЗ.Кто должен работать по 223-ФЗСубъектами хозяйственной деятельности, которые в своей работе применяют закон 223-ФЗ, являются:

  1. госкорпорации, государственные компании, естественные монополии, а также организации, доля государства в которых составляет более 50%;
  2. дочерние общества («дочки») таких организаций, а также дочерние общества этих «дочек»;
  3. бюджетные учреждения, если их закупки производятся за счет грантов или средств, которые они заработали самостоятельно, а также в случае, когда они сами являются исполнителями по контракту и привлекают для его исполнения иных лиц.

Положение о закупкеГлавным документом, на основании которого заказчики осуществляют закупочную деятельность по 223-ФЗ, является Положение о закупке.

Его необходимо разработать и опубликовать на www.zakupki.gov.ru до начала года.Положение является своеобразным «законом», по которому теперь придется осуществлять закупочную деятельность. В нем необходимо предусмотреть способы, которыми будут осуществляться закупки, порядок их подготовки и проведения, порядок заключения договоров, перечень товаров, работ и услуг, которые будут закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства.Заказчик в любое время может изменить что-либо в своем Положении о закупке — ограничений на это закон не устанавливает.

Когда Положение будет изменено, необходимо опубликовать его новую редакцию и документ, в котором перечислены все изменения.Если заказчик не утвердил Положение в срок, то работать по 223-ФЗ он не сможет и вынужден будет производить закупки по 44-ФЗ. Если в этом случае он пренебрежет и нормами законодательства о госзакупках, то будет оштрафован по части 3 статьи 7.32.3 КоАП.

В соответствии с этой нормой, штраф для юридических лиц составляет 50 000—100 000 рублей, для должностных — 20 000—30 000 рублей.Помимо Положения о закупке, заказчик должен разработать План закупок на один год. Перед каждой конкретной процедурой публикуется извещение о закупке и закупочная документация.Техническое заданиеПараметры объекта закупки указываются в Техническом задании. От его правильного составления напрямую зависит качество товара, работы или услуги и их соответствие нуждам заказчика.

По оценкам экспертов, грамотно составленное ТЗ составляет 80% успеха закупки, так что его составлению нужно уделить особое внимание.Техническое задание прежде всего должно содержать качественное описание объекта закупки. В отличие от закона о госзакупках, 223-ФЗ позволяет не только детально прописать его параметры, но и указывать товарный знак, а также точные, а не диапазонные, значения определенных его характеристик.

Кроме того, техническое задание включает требования по комплектации, количеству, срокам и местам поставок, качеству, монтажу, обслуживанию и обучению персонала, а также гарантии поставляемого товара.

Это минимальный набор требований, которые следует прописать в Техническом задании.Электронная подписьИ заказчику, и поставщику по 223-ФЗ не обойтись без электронной подписи. И если 44-ФЗ определяет, какие типы электронных подписей должны использоваться той или иной стороной закупки, то 223-ФЗ требует лишь наличия квалифицированного сертификата. С одной стороны, это проще — теоретически подойдет любой тип электронной подписи.

С другой стороны — закупки по 223-ФЗ проводятся на множестве самых разных площадок, которые имеют право устанавливать собственные требования к сертификату электронной подписи. Так что сертификат, полученный для работы на одной ЭТП, могут не принять другие. Таким образом, за сертификатом нужно обращаться, уже определивший со списком площадок, на которых поставщик собирается работать.

15Заявка Хотите найти больше тендеров?

Заполняйте заявку на бесплатный доступ к сервису Контур.Закупки:Последние новости

  1. Закупки с запретом на допуск иностранных промышленных товаров 31.07.2020
  2. Отчет анализа закупок по итогам 2020 года 06.07.2020
  3. Банки, имеющие право выдавать банковскую гарантию 17.07.2020
  4. Изменение фильтров в поиске закупок 21.07.2020
  5. Изменены правила проведения закупок в сфере строительства 09.07.2020
  6. Изменение критериев инновационной и высокотехнологичной продукции 06.07.2020
  7. Ошибки участников госзакупок 15.07.2020
  8. Ответы на вопросы по регистрации поставщиков в ЕИС и ЕРУЗ 15.07.2020
  9. Поправки в 44-ФЗ, которые вступят в силу с 1 июля 03.07.2020
  10. Банковские гарантии в Закупках 27.07.2020

Назад: Обоснование закупки у единственного поставщика Далее: Нумерология закупок Scroll

223-ФЗ: кратко и доступно о главных аспектах

регулирует процедуру осуществления закупок юридическими лицами, госкорпорациями, компаниями и иными крупными субъектами рынка.Закон содержит 20 статей и имеет следующую структуру:

  1. статьи 3.2–3.5 регламентируют процесс проведения конкурентных закупок: порядок, особенности, требования и осуществление в электронной форме;
  2. статья 8 регламентирует вступление 223-ФЗ в законную силу.
  3. статьи 4–5.1 регулируют вопросы, связанные с информационным обеспечением закупки, в том числе с внесением сведений о её проведении и недобросовестном исполнении обязательств поставщиком и реализации контроля за соответствием планов закупок законодательству РФ;
  4. статья 3.6 определяет порядок осуществления закупки у единственного поставщика;
  5. статьи 6–7 определяют процесс контроля непосредственно за соблюдением требований 223-ФЗ всеми сторонами закупочной деятельности, а также ответственность за нарушение положений настоящего закона;
  6. статьи 1–3 являются базовыми положениями 223-ФЗ: в них определяются цели, задачи, принципы и основы правового регулирования настоящего закона;
  7. статьи 3.1–3.1–3 регулируют особенности осуществления отдельных видов закупок, например, в целях создания архитектуры или оказания услуг аренды;

Основной целью 223-ФЗ является создание единого устойчивого экономического пространства и обеспечение эффективного расходования средств госкорпорациями, естественными монополиями и иными крупными участниками закупок, а также их дочерними предприятиями.223-ФЗ устанавливает следующие принципы осуществления закупок:

  1. эффективность, целенаправленность и экономия при расходовании средств;
  2. равноправие;
  3. невоспрепятствование в доступе к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований.
  4. информационная открытость;

Если говорить простыми словами, осуществлять закупки по 223-ФЗ обязаны следующие субъекты:

  1. субъекты естественных монополий (РЖД, Газпром, Почта России);
  2. госкорпорации (Роскосмос, Росатом и другие);
  3. организации, осуществляющие деятельность в сфере коммуникационного снабжения, а также обслуживания коммунальных отходов;
  4. ГУПы и МУПы;
  5. автономные учреждения и хозяйственные общества с долей государственного участия более 50%, в том числе с долей участия дочерних предприятий госкорпораций более 50%;
  6. бюджетные учреждения в случае получения ими грантов, собственных доходов или выполнения госконтрактов.
  7. госкомпании (Роснефть, Сбербанк и другие);

Также как и для закупок, предусмотренных , заказчик имеет право требовать банковскую гарантию для обеспечения исполнения обязательств поставщика. Такая гарантия должна быть безотзывной и содержать точную сумму, срок действия и обязательства поставщика.Согласно положениям ч. 3 , участником закупки может быть:

  1. любое юридическое лицо (одно или несколько), выступающее в роли одного участника закупки;
  2. любое физическое лицо (одно или несколько), выступающее в роли одного участника закупки (в том числе один или несколько индивидуальных предпринимателей);

Таким образом, 223-ФЗ предусматривает возможность осуществления коллективных закупок.Каждый участник, независимо от того, выступает он единолично или в составе группы, должен иметь аккредитацию в случае проведения процедуры в электронной форме.Для открытой формы порядок аккредитации определяется оператором электронной площадки, для закупок среди СМП и СОНКО — по правилам 44-ФЗ.

Если закупка осуществляется закрытым способом на электронной площадке, порядок аккредитации определяется А также для участия необходимо получение ЭЦП, а для СМП и СОНКО — регистрация в ЕИС.Требования к участникам должны содержаться в документации о закупке, предъявление иных условий участия недопустимо в соответствии с принципами 223-ФЗ.Не могут являться участниками организатор, заказчик, а также их работники в связи с требованиями антимонопольного законодательства.223-ФЗ предусматривает осуществление следующих конкурентных видов закупок:

  1. в форме конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений. Перечень не является исчерпывающим, в документации о закупке заказчик вправе определить иную форму осуществления торгов. К иным способам относится, например, проведение конкурентных переговоров;
  2. в электронной форме;
  3. в закрытой/открытой форме.

Также возможно осуществление закупки у единственного поставщика при обосновании заказчиком своего выбора.Такой вид закупок реализуется скорее в качестве исключения, тогда, когда проведение конкурентной процедуры по каким-либо причинам является нецелесообразным. Порядок подготовки и проведения определяется непосредственно положением о закупке.Конкурентная закупка направлена на обеспечение честной конкуренции между поставщиками. Для этого госзаказчик обязан публично разместить информацию о торгах на либо направить предложение минимум двум кандидатам в закрытую закупку.

Кроме того, в закупочной документации должны быть чётко прописаны существенные для заказчика условия, предмет торгов и сведения о нём.Для открытого конкурса извещение о закупке должно быть размещено в открытом доступе не менее, чем за двадцать дней до окончания приёма заявок.

Для электронного аукциона извещение выкладывается не менее, чем за пятнадцать дней.

При проведении запроса предложений этот срок составляет семь дней. Для запроса котировок этот срок сокращается до пяти дней.При осуществлении выбора победителя торгов посредством конкурса победителем считается участник, предложивший наилучшие условия. В аукционе побеждает поставщик, сделавший самую низкую ставку снижения НМЦД.

В запросе предложений побеждает тендер с наиболее подходящими условиями, а в запросе котировок — с самой низкой ценой.В ГК РФ аукцион определяется как торги, в которых побеждает участник, предложивший наибольшую цену, поэтому в отношении торгов по 223-ФЗ будет правильным называть данную форму определения победителя редукционом, так как побеждает участник с наименьшей ставкой.Для участия в торгах по 223-ФЗ в электронной форме необходимо иметь аккредитацию на электронной площадке и усиленную квалифицированную электронную цифровую подпись. Это позволяет обеспечить электронный документооборот между сторонами закупки. Информация о тендере и ходе его осуществления также подлежит обязательному опубликованию в ЕИС, причём в течение одного часа с момента её размещения.

Также все сведения должны быть продублированы на электронную площадку.Конкурентная закупка с участием СМП и СОНКО осуществляется в форме конкурса, аукциона, запроса предложений или котировок в электронной форме.

Сроки размещения извещения о закупке в ЕИС зависят от суммы закупки и формы определения победителя. Электронная площадка, на которой заказчик осуществляет закупку у СМП и СОНКО, должна соответствовать требованиям . Правительством утверждён соответствующих требованиям операторов электронных площадок.Закрытым способом осуществляются закупки, предмет которых составляет государственную тайну, а информация о ней не размещается в ЕИС.При этом закрытая закупка также должна отвечать принципу обеспечения добросовестной конкуренции — заказчик обязан направить извещение об осуществлении минимум двум лицам.

Формы осуществления (аукцион, конкурс и т. д.) остаются такими же, как и в остальных случаях. операторов электронных площадок для закрытых закупок по 223-ФЗ определён Правительством.Осуществление закупок юридическими лицами с целью реализации включённых в реестр инвестиционных проектов с государственной поддержкой в установленном Правительством объёме на сумму не свыше 500.000.000 рублей производится при обязательном формировании заказчиком перечней с информацией о продукции машиностроения, необходимой для выполнения инвестиционных проектов сроком не менее, чем на пять лет, либо на весь срок.

При необходимости также должны быть заранее сформированы и изменения, подлежащие внесению в указанные перечни.До представления указанных перечней не могут осуществляться закупки в сфере машиностроения для реализации инвестиционных проектов, если стоимость единицы продукции превышает определённую Правительством величину.Данные особенности не применяются к закупкам по 44-ФЗ, а также в отношении инвестиционных закупок, реализуемых за пределами РФ, либо осуществляемым заказчиками с долей государственного участия в уставном капитале свыше 50%.Правительство может установить НМЦК закупок определённого перечня ТРУ, в том числе различных видов аренды, свыше которой госзаказчики с долей участия РФ в уставном капитале свыше 50% для реализации контракта заказчику потребуется согласование своих действий с Координационным органом Правительства. Эти особенности также применяются только в отношении закупок по 223-ФЗ.Если заказчиком осуществляются закупки в сфере создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства, договор на осуществление соответствующих работ должен содержать сведения об исключительном праве заказчика на использование результата работ. Также обязательно условие многоразового использования заказчиком готовой проектной документации.

Это же относится и к закупке услуг по выполнению научно-исследовательских и изыскательных работ.Исполнитель не вправе требовать от заказчика заключения такого договора неконкурентным способом.Результатом выполнения научно-исследовательских и изыскательных работ по 223-ФЗ является проектная документация.СМП и СОНКО предоставлены некоторые преимущества в соответствии с 223-ФЗ.

Так, госзаказчики, осуществляющие закупки в соответствии с настоящим законом, обязаны не менее 20% от СГОЗ проводить у субъектов малого и среднего предпринимательства.При проведении закупок только среди СМСП предельная начальная цена договоров составляет 400.000.000 рублей. А также Правительством утверждён , по которому некоторые заказчики обязаны закупать высокотехнологичную и инновационную продукцию у СМП и СОНКО.Особенность осуществления закупок у данных субъектов заключается в наличии для них этапа предварительного отбора, на котором, при несоответствии заявки поставщика одинаковым установленным для всех требованиям, он отстраняется от дальнейшего участия в торгах.Стоит учитывать, что конкурентная закупка с участием СМП и СОНКО проводится только в электронной форме.К информационному обеспечению закупки в первую очередь относится положение о её проведении, в котором подробно указываются все данные о её проведении.

Не позднее 15 дней с момента утверждения оно должно быть размещено в ЕИС. Помимо указанной в законе обязательной для размещения информации, положением могут быть предусмотрены дополнительные сведения для опубликования.Также не менее чем за год заказчик обязан разместить в ЕИС план закупки ТРУ. Порядок и требования к плану утверждаются Правительством.
Порядок и требования к плану утверждаются Правительством. Если речь идёт о закупках инновационной продукции, такой план должен быть составлен на срок от пяти до семи лет.При осуществлении закупки в ЕИС размещается информация о закупке, в том числе извещение и вся сопутствующая документация (протоколы, разъяснения и т.

д.). При этом сведения в извещении должны совпадать с теми, что указаны в закупочной документации.Любые изменения должны быть опубликованы в ЕИС не позднее, чем через три дня с момента принятия соответствующего решения, а в случае внесения корректировок в извещения срок подачи заявок должен быть продлён таким образом, чтобы до окончания приёма заявок оставалось не менее половины изначального срока.Согласно заказчик обязан размещать в ЕИС годовые отчёты о закупках у СМСП, а также высокотехнологичной и инновационной продукции.

Также заказчик ежемесячно публикует отчёты о количестве и стоимости заключённых договоров с единственным поставщиком, в том числе после признания конкурентной закупки несостоявшейся и договоров на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции.Помимо обязательного размещения указанных сведений в единой информационной системе, заказчик вправе продублировать информацию на своём официальном сайте.Не размещаются в ЕИС сведения о закупках, составляющих государственную тайну, а также о закупках, в отношении которых Правительством было принято решение о неразмещении информации.При существенном нарушении поставщиком условий заключённого контракта или при уклонении от его заключения, он вносится в реестр недобросовестных поставщиков в ЕИС, находящийся в ведении Правительства. Эти сведения находятся в открытом бесплатном доступе.По истечении двух лет поставщик может быть исключён из этого перечня.Мониторинг за соответствием планов закупок, их проектов, а также изменений и проектов изменений таких планов и годовых отчётов требованиям закона, предусматривающим участие СМСП, производится в , определяемом Правительством.

Проверке подлежат все закупки, в которых законом предусмотрено участие СМП и СОНКО.Оценка и мониторинг соответствия производятся корпорацией развития СМСП и органами исполнительной власти субъекта РФ.Предметом оценки и мониторинга является соответствие плановой документации установленным законом требованиям, а также соблюдение установленных Правительством требований в отношении планируемого заказчиками объёма закупок.Уведомления и заключения по результатам мониторинга подлежат обязательному размещению в ЕИС.В случае выдачи контролирующими органами отрицательного заключения, в течение установленного Правительством срока заказчик может исправить нарушения и повторно подать сведения в ЕИС для осуществления мониторинга и оценки.Контроль за соблюдением требований 223-ФЗ, в том числе порядок рассмотрения ФАС жалоб на нарушения, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 18.1 За нарушение требований 223-ФЗ возможно привлечение к административной и гражданской ответственности, причём применение санкций одного вида не исключает использования другого.

  • Уголовная ответственность за нарушение положений 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но в некоторых случаях несоблюдение требований может также быть сопряжено с нарушениями уголовного законодательства, например, при ограничении конкуренции.
  • Административная ответственность по 223-ФЗ регулируется ст. 7.32.3 . Лицу, нарушившему требования о форме проведения закупки, сроках публикации информации в ЕИС, а также утвердившему не соответствующую закону документацию или производившему оценку заявок по критериям, не предусмотренным документацией, грозит штраф от 2000 до 50.000 рублей, если это должностное лицо и от 5000 до 500.000, если юридическое. А при проведении закупки не в электронной форме, когда такая форма была обязательна, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию более двух раз, такое лицо будет отстранено от должности на срок от 6 до 12 месяцев.
  • Гражданско-правовая ответственность по 223-ФЗ связана с возмещением убытков, причинённых в результате ненадлежащего исполнения обязательств.

предусматривает ответственность за неправильную подачу в РНП сведений о недобросовестных участниках в виде штрафа в размере от 10.000 до 15.000 рублей для должностного лица и от 30.000 до 50.000 для юридического.За невыполнение требований ФАС должностное лицо получит штраф в размере от 30.000 до 50.000, а юридическое — от 300.000 до 500.000 рублей.Тендеры по 223-ФЗ для начинающих кажутся сложными, но на самом деле законом достаточно подробно урегулированы спорные моменты при помощи постановлений Правительства и сопутствующих документов.Осуществление закупок таким образом имеет свои преимущества — не требуется обоснование НМЦК, а требования к участникам определяются непосредственно заказчиком, что делает работу по данному закону выгодной для всех сторон закупок.( Пока оценок нет ) Поделиться:

223-ФЗ. Основные понятия простыми словами

Главным законом, регламентирующим государственные закупки в нашей стране является Закон о контрактной системе — ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ.

Он содержит в себе более 100 статей, регулирующих процессы в закупках, Также Закон дополняется большим количеством нормативных правовых актов, которые его уточняют и дополняют.

Иногда ещё и противоречат, но это наши российские реалии, надо к ним относится с пониманием, так сказать.»Младшим братом» Закона о контрактной системе является Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ.

Он гораздо меньше по объёму и на первый взгляд более понятен. Но если бы всё было так на самом деле, то не было б такого количества вопросов с просьбой о разъяснении и помощи по .

Поэтому сейчас мы и начнём разбор этого Закона, по аналогии с уже разобранным .

  • Организации, с долей участия государственных средств более 50 % в уставном капитале и их дочерние предприятия.
  • Часть ФГУПов по утверждённому перечню.
  • Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, в том числе оказывающие населению коммунальные услуги.

Действие закона о закупках отдельными видами юридических лиц не распространяется на:

  1. закупки ТРУ в соответствии с ФЗ №119-ФЗ и ФЗ №45-ФЗ;
  2. закупки ТРУ избирательными комиссиями всех уровней;
  3. закупку драгоценных камней и металлов для госфондов;
  4. услуги адвокатов;
  5. взимание платы с участников закупок операторами электронных площадок.
  6. оказание услуг международными финансовыми организациями;

При проведении закупок товаров, работ, услуг заказчики руководствуются положениями Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральными законами, а также нормативными правовыми актами, регламентирующими правила закупок. Отдельным правовым документом стоит выделить Положение о закупке, которое разрабатывает каждый заказчик.

  1. открытость — закупки по 223-ФЗ публикуются в открытом доступе ЕИС;
  2. планомерность в расходовании денежных средств — подразумевается целевое направление и экономическая эффективность;
  3. равный доступ к участию в закупках;
  4. отсутствие искусственных ограничений в допуске к закупкам — не допустимы неизмеряемые требования к участникам закупок.

Содержание Положения по 223-ФЗ:

  1. порядок заключения договоров, заключённых с единственным поставщиком и по результатам торговых процедур закупок;
  2. дополнительные вопросы, которые связаны с закупками.
  3. описание возможных способов осуществления закупок;

Кто утверждает и размещает Положение?Учитывая, что действие 223-ФЗ относится к нескольким категориям заказчиков, то целесообразно рассмотреть этот вопрос с точки зрения их подведомственности: Группа заказчиков по 223-ФЗ Кто должен утверждать и размещать Положение о закупках Нормативный документ, регламентирующий эти действия Государственная корпорация, естественная монополия Высший орган управления ФЗ №7-ФЗ от 12.04.1996г.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия Руководитель организации ФЗ №161-ФЗ от 14.11.2002г. Автономные учреждения Наблюдательный совет ФЗ №174-ФЗ от 03.11.2006г. Акционерные общества Коллегиальный исполнительный орган, совет директоров, общее собрание ФЗ №208-ФЗ от 26.12.1995г. Общества с ограниченной ответственностью ФЗ №14-ФЗ от 08.02.1998г.
Общества с ограниченной ответственностью ФЗ №14-ФЗ от 08.02.1998г.

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения Учредитель данного учреждения ФЗ №7-ФЗ от 12.01.1996г.

При разработке Положения заказчик должен руководствоваться требованиями следующих нормативных актов:

  1. ФЗ от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках ТРУ отдельными видами юридических лиц»;
  2. «Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц» (размещён на сайте fas.gov.ru 21.07.2015).
  3. ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Также необходимо учитывать положения Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 №1352.При разработке положения необходимо учитывать большой перечень вопросов. Большинство заказчиков включают в типовое положение следующие разделы:

  1. 1) принципы осуществления и цели закупок;
  2. 5) выбор, способы, подготовка и осуществление закупок;
  3. 6) порядок оценки заявок и основные критерии;
  4. 8) основные условия и обязательства по заключаемым договорам;
  5. 3) порядок составления, утверждения и внесения изменений в плановые документы;
  6. 10) отчётность по проведённым закупкам и требования по хранению документации о закупках.
  7. 2) основные определения и понятия, которые используются в положении;
  8. 4) разработка, порядок согласования/утверждения документации о закупке;
  9. 7) нормы при описании объекта закупки;
  10. 9) контроль и порядок обжалования действия (бездействий) заказчика и его уполномоченных лиц;

Таким образом типовое положение содержит ответы на основные вопросы о закупках: подготовка и реализация закупочных процедур, способы определения поставщика и их применение, сроки заключения договоров. Каждый из заказчиков, работающий по 223-ФЗ, обязан разместить своё положение о закупках в открытом доступе в ЕИС.

Так что при подготовке своего положения можно и нужно ориентироваться на опыт коллег.Также положения нужны для ознакомления потенциальным участникам закупок.

Ведь для того, чтобы удачно пройти семь кругов ада стать победителем закупки необходимо знать особенности закупок в конкретной организации. Дата публикации: 22.04.2019Автор статьи: Мария ПетуховаОбратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

{jcomments}

Закупки по 223‑ФЗ в 2017 году

Статья-обзор о том, что регулирует закон 223-ФЗ, кто и как по нему работает. Рекомендуем начинающим заказчикам и поставщикам, чтобы разобраться в закупках по 223-ФЗ Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства.

Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

вступил в силу с 1 января 2012 года.

Эксперты по торгам закон 223-ФЗ называют более лояльным по сравнению с 44-ФЗ. Но все-таки это разные законы, сравнивать их можно только номинально, чтобы понять отличия в нормах. Содержание статьи: Онлайн-курс «.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Повышение квалификации (72 часа) Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче.

44-ФЗ 223-ФЗ Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗ Рамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках.

Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному Единые правила для всех заказчиков У каждого заказчика свои правила Закрытый перечень способов закупок Каждый заказчик может применять любые способы закупок* На ЭТП проводится только аукцион На ЭТП могут проводиться любые закупки Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП) Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно Заказчик обязан заключить договор с победителем Заказчик не всегда обязан заключать договор с победителем Кто-то может подумать, что принципы – это всего лишь красиво написанные слова в законе. Только не в случае с 223-ФЗ. Здесь заявленные принципы очень важны, и помогают участникам отстаивать свои интересы:

  • Информационная открытость закупки — этот принцип означает, что закупка должна быть открыта, чтобы ее можно было промониторить, посмотреть, кто что покупает и на каких основаниях.
  • Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение ТРУ. Хороший принцип. С ним совершенно не получится закупать все у единственного поставщика по бешеным ценам. И спрятаться не получится, потому что мы уже знаем про принцип №1.
  • Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Этот принцип очень интересный, послушайте, как он может работать в защиту интересов.
  • Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Раньше стать поставщиком крупной корпорации было очень сложно. 223-ФЗ устранил препоны, и теперь дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого субъекта.

Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно .

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки.

И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги.

Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков.

Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту.

В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44?

44-ФЗ применяется по умолчанию. Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте () есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ.

Здесь же размещают информацию о закупках.

Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий. Далее обязательно почитайте про документооборот в системе закупок по 223-ФЗ. Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (

«Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки»

) – общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство.

Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика. Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей.

По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность. Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон».

И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон. Действия заказчика: Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа: Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП): В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС.

Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам: Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам. Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки: Сертификат ЭП Получить или продлить в УЦ СКБ Контур Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП).

Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе.

Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней.

  1. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.
  2. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать.

А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

  • за счет грантов, субсидий;
  • Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50%.
  • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см ).
  • Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  • Бюджетные учреждения:
    • за счет грантов, субсидий;
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см ).
  1. План закупок.
  2. Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  3. Извещение о закупке.
  4. Положение о закупках.
  • новую редакцию положения о закупке;
  • Разработать и утвердить Положение о закупке.

    В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.

  • Опубликовать Положение о закупке на .
  • документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  1. отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.
  2. для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  3. отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  4. для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб.

    Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+