Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - 1 понятие местного самоуправления сущностные характеристики кратко

1 понятие местного самоуправления сущностные характеристики кратко

Введение

Одним из важнейших направлений развития современной российской государственности остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т.е.

общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия. Проблемы теории местного самоуправления, его правового регулирования и практики организации уже многие десятилетия являются предметом научного осмысления и широких общественных дискуссий.

В XIX в. возникло множество теорий местного самоуправления, которые до сих пор остаются актуальными и продолжают влиять на его практическую реализацию. Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства.

Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. местное самоуправление орган представительный Местное самоуправление — одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль, оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров.

Что же представляет собой понятие «местное самоуправление»?

Можно выделить три основных направления, которые тем не менее не исчерпывают всего многообразия существующих в юридической литературе определений этого понятия.

Первое, распространенное в основном в дореволюционной юридической науке, касается местного самоуправления как разновидности управления.

В.П. Безобразов, Н.М. Коркунов характеризуют местное самоуправление как составную часть государственного управления, которое может осуществляться местными жителями. Второе направление — современное — понимает местное самоуправление как систему организации и деятельности граждан, обеспечивающую самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Для третьего направления характерно понимание местного самоуправления как участия местных жителей в решении задач местного значения и как одного из видов управления. Решающее значение для понимания природы местного самоуправления должны иметь такие факторы, как наличие или отсутствие государственно-властных начал в местном самоуправлении, его положение в системе управления данного государства, набор функций местного самоуправления, его материально-финансовая база.

В основе учения о местном самоуправлении лежит мысль о том, что население и образуемые им органы могут сами гораздо лучше решать задачи повышения уровня и качества жизни, эффективнее помогать людям, нежели государственные органы при централизованном управлении местными делами.

Для осуществления местного самоуправления необходимы инициатива и желание граждан заниматься местными делами, финансово-экономические возможности и другие ресурсы территории, позволяющие проживающему на ней населению самостоятельно и ответственно решать местные проблемы. Местное самоуправление — это способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.
Местное самоуправление — это способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.

Местное самоуправление — это власть организационно обособленная, подразумевающая невмешательство государства в местные вопросы жизнедеятельности людей. Статья 12 Конституции Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным в пределах своих полномочий. При этом система местного самоуправления — это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему государственного управления и занимает в ней особое место, обладая самостоятельностью.

Можно говорить лишь об известных пределах независимости органов местного самоуправления в решении местных дел — тех пределах, которые устанавливает Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство. Понятие «местное самоуправление» в странах современного мира обычно охватывает два вида органов: 1.

местный представительный орган (совет, ассамблея, собрание и т.п.), избираемый населением соответствующей административно-территориальной единицы. Этот орган, как правило, принимает решения по наиболее важным местным вопросам. 2. местный исполнительный орган (мэр, бургомистр, глава администрации и т.д.), либо избираемый, либо назначаемый.
2. местный исполнительный орган (мэр, бургомистр, глава администрации и т.д.), либо избираемый, либо назначаемый.

Этот орган выполняет решения представительного органа и осуществляет оперативное управление, кроме того, на местный исполнительный орган могут быть возложены и некоторые общегосударственные функции. Местное самоуправление обладает определенными признаками, которые позволяют отличать его от управления вообще, местного управления и других целенаправленных воздействий. Можно выделить шесть основных критериев местного самоуправления.

К ним относятся: возможность самостоятельного существования территориального образования (автономный бюджет, административный контроль над подведомственными ему территориями) — для промежуточных территориальных структур, возможность и средства решения вопросов местного значения — для низовых (основных территориальных структур); наличие и реальное функционирование местных представительных органов; соблюдение принципа невмешательства центральной власти в решение вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления; отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему; реальная возможность участия всего населения соответствующей территории в процессах выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения; выборность всего состава местных органов власти на широкой демократической основе, регулярная сменяемость и отчетность перед избирателями; гарантии социальной защиты населения, образующего местное сообщество; свобода и ответственность местных органов самоуправления в рамках своей компетенции при имеющихся ресурсах.

Система местного самоуправления — это совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на упорядочение деятельности местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самостоятельности с целью улучшения качества жизни населения территории (региона) и увеличения его вклада в развитие всего общества. Основная цель создания и применения системы местного самоуправления — улучшения качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Основные методы системы местного самоуправления: экономические (в том числе монетаристские); организационно-распорядительные; социально-психологические.

Понятие и сущность местного самоуправления

Научное определение понятия «местное самоуправление», которое устраивало бы всех или по крайней мере большинство ученых, еще не сложилось. Высказываемые суждения о сущности местного самоуправления, его политико-правовой природе противоречивы и во многом дискуссионны. Объясняется это сложным характером рассматриваемого социально-правового института, существующими уже столетия различными, порой диаметрально противоположными теориями местного самоуправления (управления), многообразием практических реальных форм участия граждан в решении местных проблем.

Общеизвестными являются: теория свободной общины (естественных прав общины); общественная (хозяйственная) теория самоуправления; государственная теория самоуправления; теория дуализма муниципального управления. В литературе излагаются также идеи так называемого муниципального социализма1. На современном этапе сущность местного самоуправления раскрывается через его характеристики, главной из которых является характеристика местного самоуправления в качестве одной из форм народовластия.

В ст. 3 Конституции РФ говорится, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет власть непосредственно, либо через органы государственной власти, либо через органы местного самоуправления. В современных все более усложняющихся условиях управления социально-экономическими процессами чрезвычайно важно выбрать наиболее оптимальный вариант распределения полномочий между центром и регионами, для того чтобы потребности и интересы местных сообществ удовлетворялись с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью.

Местное самоуправление как раз и позволяет достичь децентрализации в управлении, обеспечить демократиям.: Муниципальное право России: учебник для бакалавров / отв. ред. С. А. Авакь- ян. М„ 2013.

С. 62. ческим путем решение местных проблем самим населением. Кроме того, местное самоуправление необходимо как одна из форм осуществления политических прав и свобод граждан. Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1995 г., отражает обе эти характеристики местного самоуправления.

Так, в п. 1 ст. 3 Хартии под местным самоуправлением понимается

«право и эффективная способность местных органов власти регулировать и управлять в рамках закона и под собственную ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения»

. Развивая положения Европейской хартии и Конституции РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

(далее — Закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г.) определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность осуществляемую деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Главное, что объединяет оба определения, — это самостоятельное решение населением и формируемыми им органами отнесенных к их ведению вопросов. При этом подчеркивается, что решение данных вопросов осуществляется под свою ответственность.

Это означает, что за все негативные последствия принимаемых решений ответственность несут население и органы местного самоуправления. Вместе с тем в определении, изложенном в Европейской хартии, подчеркивается, что право самостоятельно управлять значительной частью дел возможно лишь в рамках закона.

К сожалению, российский законодатель не счел нужным отметить эту особенность местного самоуправления.

Отличие определения местного самоуправления, данного в Законе об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г., от содержащегося в Европейской хартии заключается еще и в том, что в нем ведущее место в решении вопросов местного значения отводится населению, а уже потом органам местного самоуправления.

Казалось бы, это более демократичный вариант, однако на практике население непосредственно участвует в самоуправлении лишь во время выборов органов местного самоуправления и изредка — в период проведения местных референдумов. Как правило, все текущие местные проблемы решают органы местного самоуправления.
Как правило, все текущие местные проблемы решают органы местного самоуправления. Как указывает В. И. Васильев,

«возможно, когда-то мы сможем добиться того, чтобы по крайней мере основные решения принимались непосредственно населением, однако это не самый лучший способ организации местного самоуправления, особенно в относительно крупных муниципальных образованиях, и к тому же недостижимый в современных условиях функционирования местного самоуправления в России»

1.

Между тем основной тренд развития российского законодательства, в частности принятие Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ

«О внесении изменений в статью 26 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”»

(далее — Федеральный закон от 27 мая 2014 г.

№ 136-ФЗ) свидетельствует о фактическом сворачивании ряда форм непосредственного решения населением вопросов определения структуры органов местного самоуправления, самостоятельного принятия уставов муниципальных образований, содержащих нормы о вариантах формирования представительных органов муниципальных районов, выборах глав муниципальных образований.

Еще одно отличие определения понятия «местное самоуправление» состоит в следующем.

Согласно Европейской хартии право регулировать, принимать решения принадлежит прежде всего местным выборным органам власти — советам, собраниям.

В российском Законе отмечается, что решения принимаются органами местного самоуправления.

Точнее было бы записать, что решения принимаются выборными и другими органами местного самоуправления.

Такой акцент усилил бы главную характеристику местного смоуправления как формы народовластия. Конечно, это качество местного самоуправления не единственная его сущностная особенность.

В научной и учебной литературе местное самоуправление рассматривается с различных позиций. В. И. Фадеев выделяет три основных подхода.

Он рассматривает местное самоуправление в качестве: 1) основы конституционного строя; 2) права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения; 3) формы народовластия .

Е. С. Шугрина считает, что понятие местного самоуправления можно рассматривать в следующих аспектах: местное самоуправление связано с правом граждан, местного сообщества на самостоятельное заве- дывание местными делами; это деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; форма народовластия; одна из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением; одна из основ конституционного строя; институт организации и предоставления муниципальных услуг1. Н. С. Бондарь отмечает, что

«сущностная природа местного самоупправления получает свое развитие в триединстве его основополагающих характеристик, выражающихся в понимании местного самоуправления как: а) института гражданского общества; б) института правового положения личности; в) особой формы публичной власти»

.

Безусловно, каждый из перечисленных подходов добавляет новые штрихи к пониманию такого сложного и комплексного явления, как местное самоуправление, однако разноракурсные характеристики данного института не мешают выделять главное свойство местного самоуправления, каковым, по нашему мнению, является понимание местного самоуправления прежде всего как формы народовластия.

Безусловно, каждый из перечисленных подходов добавляет новые штрихи к пониманию такого сложного и комплексного явления, как местное самоуправление, однако разноракурсные характеристики данного института не мешают выделять главное свойство местного самоуправления, каковым, по нашему мнению, является понимание местного самоуправления прежде всего как формы народовластия.

Именно закрепление данной формы в ст. 3 Конституции РФ предопределяет рассмотрение местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя. Действительно, если исходить из конституционного установления о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, то выделение местного самоуправления в качестве основ конституционного строя демократического государства вытекает из базового конституционного принципа — принадлежности власти народу и осуществления им этой власти в различных формах, в том числе в форме местного самоуправления.

Что же касается других аспектов понятия местного самоуправления, то они лишь дополняют, конкретизируют характеристику главного признака местного самоуправления. На самом деле право граждан местного сообщества на самостоятельное решение вопросов и их деятельность в этом направлении естественным образом вытекают из принципа народовластия, одной из форм которого и является местное самоуправление.

Если народ осуществляет свою власть в форме местного самоуправления, то само собой разумеется, что это предполагает самостоятельное решение населением местных вопросов. Не менее очевидно, что местное самоуправление как форма народовластия представляет собой одну из разновидностей социального управления.

Если еще точнее определить смысл местного самоуправления, то можно сказать, что оно заключается в особом способе децентрализации государственного управления, так как значительная часть государственных дел передается местному населению на самостоятельное решение. Как пишет А. Н. Кокотов, «местное самоуправление в его конституционном закреплении — это своеобразный третий уровень российского федерализма.

Если субъекты РФ есть форма децентрализации государства в целом, то муниципальные образования в субъектах РФ — это децентрализация в децентрализации.

Такая конституционная конструкция разворачивает вертикаль публичной власти в равнобедренный треугольник, в котором федеральный центр (вершина треугольника) в равной мере может (должен) опираться как на субъекты РФ, так и на муниципальные образования, в том числе используя муниципальный фактор как средство воздействия на субъекты РФ. Очевидно, что равнобедренный треугольник — более устойчивая фигура, чем верти- каль»1. По мнению А. Н. Кокотова, так должно быть.

А как в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим публично-правовую природу местного самоуправления.

  1. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / под ред.Н. С. Бондаря. 3-е изд. М., 2013. С. 200.
  2. 2013. С. 48-50.
  3. Васильев В. И. Местное самоуправление: учеб, и науч.-практ. пособие. М., 1999.С. 14.
  4. См.: Муниципальное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. М.,
  5. См.: Шугрина Е. С. Муниципальное право: учебник. 5-е изд. М., 2014. С. 16, 17.

Понятие и сущность местного самоуправления в России

местное самоуправление правовой гражданин Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление (МСУ) — это один из видов управления определенными (установленными законом) общественными делами локального сообщества людей. Оно представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление организуется, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оно автономно: его органы не входят в систему органов государственной власти и не подчинены иерархически друг другу (в отличие, например, от системы Советов в странах тоталитарного социализма).

Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

, другие федеральные законы; конституции, уставы и законы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является ратифицированная в 1998 г.

нашей страной Европейская Хартия местного самоуправления: ее основные принципы и положения нашли отражение в российском законодательстве о местном самоуправлении.23 Согласно Конституции Российской Федерации (ст.

130) местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в различных организационных формах (через институты непосредственной демократии, посредством выборных органов местного самоуправления, через органы территориального общественного самоуправления). В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления, с помощью которой в рамках всей страны в целом решаются вопросы местного значения, местной жизни. Статья 12 Конституции РФ закрепила в качестве основ конституционного строя следующие положения:

  1. 2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
  2. 3. Эти положения в Конституции РФ означают признание объективно существующих особых местных интересов, имеющих публичный характер, но в то же время отличных от общегосударственных интересов и существующих параллельно с ними.
  3. 4. . Выражать и реализовывать местные интересы призваны органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, но осуществляют публичную власть. Публичный характер деятельности органов местного самоуправления подчеркивается в ст. 3 Конституции РФ, согласно которой «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 18
  4. 1. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Конституционные положения получили развитие в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №154-ФЗ от 28 августа 1995 г.

Одновременно с этим законом действуют Федеральные законы

«Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»

, «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Дальнейшему развитию единого правового пространства России в области местного самоуправления способствовало также принятие Федеральных законов «О национально-культурной автономии», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании».

Завершается доработка Федерального закона

«Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации»

. Местное самоуправление образует систему, состоящую из различных форм. Первая их них включает формы непосредственной демократии, используемые в системе местного самоуправления.

Рекомендуем прочесть:  Класс обслуживания в поездах 2т

Она реализуется посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в муниципальном образовании. Их роль заключается в том, что посредством выборов, собраний населения и референдумов обеспечивается формирование и функционирование важнейших звеньев системы местного самоуправления — его органов. Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется также и тем, что некоторые ее формы (местные референдумы, собрания (сходы) граждан и др.) сами входят в систему местного самоуправления, составляют ее неотъемлемую часть.

Можно утверждать, что на данном уровне не происходит управление муниципальным имуществом, не формируется и не исполняется местный бюджет, следовательно, не происходит и муниципального управления. Следующей формой участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправления (ТОС). Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства, на части территории муниципального образования, для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных интересов в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (ОТОС).

Территориальное общественное самоуправление объединяет население на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно — бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов. Органы местного самоуправления, в соответствии с уставом муниципального образования, содействуют органам ТОС в осуществлении их полномочий.

22 Но, несмотря на то, что многие уставы муниципальных образований предусматривают возможность передачи органами местного самоуправления отдельных вопросов на решение органов ТОС и даже установление сферы совместного ведения органов местного самоуправления и органов ТОС, а также установление перечня вопросов, которые не могут быть решены без согласования с органами ТОС, органы ТОС не осуществляют муниципального управления, т.к.

не имеют муниципальной собственности, не формируют и не исполняют собственный бюджет, не имеют в своем составе муниципальных служащих. 9 Отдельную группу организационных форм местного самоуправления составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению муниципального управления (и местного самоуправления) на территории муниципальных образований.

Местное самоуправление в РФ: понятие, основа, система

Как работает сервис В Конституции Российской Федерации существует статья 12, которая определяет местную структуру самоуправления как одну из основ конституционного строя РФ.

В качестве самостоятельного понятия местное самоуправление в Российской Федерации определяется ФЗ № 131 от 06.10.2003

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

. Местное самоуправление – это конкретная форма исполнения гражданами своей власти, которая, в рамках регламентированных Конституции РФ норм и прочих регулирующих актов, обеспечивает самостоятельное и ответственное разрешение гражданами или структурами локального управления определенных проблем местного значения, учитывая нужды населения, исторические и прочие местные традиции. Понятие «основы местного самоуправления» в совокупности составляют несколько структурных элементов:

  1. Экономические.
  2. Территориальные.
  3. Правовые.
  4. Финансовые.

Правовые основы – это положения Конституции РФ и нормативные акты разного значения, содержащие нормы права, которые являются регулирующими в отношениях общественного уровня, возникающих при осуществлении местного самоуправления, а также регламентирующие порядок организации и органов местного самоуправления.

Положения ст. 12, 72 и гл. 8 Конституции РФ, в которых закреплены основы местного самоуправления, развиваются в Законе о местном самоуправлении. В нем, в свою очередь, более подробно рассмотрены и закреплены основы местного самоуправления правового, территориального, финансового и экономического характера. Также Россия выступает участником нескольких международно-правовых договоров, которые направлены на определение основных требований к структурам местного самоуправления.

К таким документам можно отнести:

  1. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
  2. Декларация о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества от 29 октября 1994 г.

Помимо всего прочего, Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливаются нормы правовых отношений связанных с принятием в качестве госслужащих граждан РФ, и подданных иностранных государств являющихся участниками международных договоров РФ, которые определяют возможность граждан других государств находиться на службе муниципального значения. Им также осуществляется регулирование прохождения и прекращения муниципальной службы, определения правового статуса муниципальных служащих.

Нормы права, которые регулирую органы местного самоуправления, содержатся и в нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных правовых актах. Более конкретное направление федерального законодательства, учитывая особенности органов местного самоуправления в определенных областях, отражается в конституциях и законах субъектов РФ.

В систему правовых актов муниципального значения входит:

  1. Акты главы муниципального образования, местной администрации, прочих органов и лиц местного самоуправления, которые были предусмотрены уставом муниципального образования.
  2. Устав муниципального образования, правовые акты, принятые в рамках конкретной местности.
  3. Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

На уровне структур локального управления, основным регламентирующим актом является устав муниципального образования.

Он определяет круг вопросов попадающих под юрисдикцию данного муниципального образования. Кроме того, данные органы определяют территорию муниципального образования, органы местного самоуправления, название, структуру и порядок их формирования. Устав местного значения формируются муниципальным образованием самостоятельно, а после принимается представительным органом местного самоуправления или гражданами непосредственно.

Только после прохождения данной процедуры в полной мере акт может быть зарегистрирован на государственном уровне. На территории всей Российской Федерации осуществляется местное самоуправление. Основу территориальной организации локального управления составляет поселенческий принцип, что значит формирование муниципальных образований там, где живут люди и существуют поселения.

Статья 131 Конституции РФ определяет осуществление местного самоуправления в городских, сельских и других поселениях учитывая исторические и прочие местные традиции. Конкретно, закон о местном самоуправлении определяет осуществление самоуправления местного характера во многих поселениях.

Наделение муниципальных образований определенным статусом поселения какого-либо ранга осуществляется законами субъектов РФ.

Допускается также преобразование территориальных границ, в которых осуществляется муниципальное образование, при условии, что мнения жителей данных территорий будет учитываться. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, государственной власти и федеральных органов.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание Кроме того, также возможно:

  1. Формирование новых поселений на межселенных территориях. Образование возможно по инициативе населения, которая выдвигается на сходе граждан, которые проживают в населенном пункте, находящемся на межселенных территориях, а также по инициативе органов локального регулирования, государственной власти, федеральных органов государственной власти.
  2. Упразднение поселений. Это возможно на территориях с небольшой численностью жителей, а также в труднодоступных местностях, в случае если численность таких поселений не выше 100 человек, а решение об упразднении принимается самими гражданами поселения.
  3. Преобразование муниципальных образований. Здесь подразумевается объединение, разделение образований, изменение статуса поселения.

К территориям местного самоуправления относятся:

  1. Земли для развития поселения.
  2. Рекреационные территории, а именно зоны отдыха, парки, стадионы, санатории, заповедники.
  3. Земли жизни населения, а также смежные земли и свободные территории.
  4. Земли общего пользования, в которые входят дороги, улицы, площади

Без учета количества проживающих невозможно лишить прав население муниципального образования на ведение локального управления. Принципы управления здесь имеют тесную связь с созданием муниципальных образований. В некоторых случаях формируются автократические муниципальные образования или же они становятся частью других.

Также особенности регулирования могут быть связаны и с ограничением местного самоуправления.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге согласно внутреннему уставу местное самоуправление осуществляется соответствующими органами на внутригородских территориях. Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) можно считать городскими округами.

На таких территориях системы самоуправления регламентируются Законом РФ от 14 июля 1992 г.

№ 3297-1

«О закрытом административно-территориальном образовании»

. К закрытым административно-территориальным образованиям также относятся наукограды, где признаки исполнения локального самоуправления устанавливаются Федеральным законом от 7 апреля 1999 г.

№ 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». А на территории инновационного научного центра «Сколково» особенности организации местного самоуправления осуществляются на основании специального законодательного акта 28 сентября 2010 г.

№ 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

Экономическая основа местного самоуправления состоит из нескольких компонентов:

  1. Местные финансы.
  2. Имущество, находящееся в собственности государства, а в последующем было передано органам местного самоуправления.
  3. Муниципальная собственность.

Основа финансового характера состоит из местных финансов, а именно денежных средств которые применяются при решении вопросов местного значения.

Местные финансы формируются из средств местного бюджета, государственных и муниципальных бумаг.

Органы местного самоуправления пополняют бюджет на основании местных налогов и сборов. Также в местный бюджет поступают средства из бюджетов федерального значения и бюджетов субъектов РФ в качестве отчислений от федеральных и региональных налогов, субсидий и дотаций. Система местного самоуправления – это организация муниципальной власти В систему местного самоуправления входит:

  1. Самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов локального уровня.
  2. Структуры организационного характера. К ним относятся структуры, которые выбираются конкретно гражданами населенного пункта: сход граждан, местные референдумы и прочие структуры, имеющие полномочия решать вопросы местного уровня
  3. Способ оформления решений по вопросам местного значения.
  4. Носители власти, к которым принято относить единицы локальной коллективной самоорганизации.
  5. Власть местных структур самоуправления.

В РФ к субъектам муниципальной власти относятся:

  1. Внутригосударственные и муниципальные образования в городах федерального значения.
  2. Городские округа.
  3. Районы муниципального значения
  4. Поселения сельского и городского уровня.

Содержание любого муниципального образования определяет наличие коллектива на местном уровне способного решать вопросы общественной жизни.

Субъект муниципальной власти – это сообщество местного значения, которое характеризуется относительной самостоятельностью в силу объективных закономерностей расселения, проживания, хозяйствования и социально-культурной деятельности.

В статье 130 ч.2 Конституции РФ установлена процедура реализации самоуправления гражданами через референдум, выборы при помощи выборных и других органов местного самоуправления.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+